А сама энергия и есть способность воздействовать,
измеряемая,
когда воздействие произведено.
В.Пелевин. Бубен нижнего мира.
Восприятие?
Воспринимаем ли мы мир таким каков он есть?
Ограниченность органов чувств заставляет усомниться в отображении 1 к 1 реального мира.
Реальность конечно отражается посредством рецепторов, но затем преобразуется в некоторую конструкцию, которая затем интерпретируется, "сжимается", систематизируется и сохраняется в области, именуемой как сознательным, так и бессознательным атрибутом высшей нервной деятельности.
Прилагательное "высшей" может отражать также и иронию по отношению к восприятию мира, обозначая несостоятельность восприятия мира в некоторой совокупности его характеристик, не говоря уже о полноте восприятия. Она, высшая нервная деятельность, порождает теории сверхчувственного и трансцендентного (включая эзотерическое). К таким теориям можно относится с пренебрежением, но ограниченность восприятия, а главное сколь-нибудь убедительное свидетельствование в пользу непосредственности восприятия окружающей действительности, заставляет усомниться в отсутствии возможности познания чего-либо вне рамок восприятия.
Восприятие настолько порой настолько парадоксально, что исследование не укладывается в рамки какой-либо дисциплины. Судите сами, вот неполный, не тем не менее внушительный перечень подходов к изучению восприятия:
- Эмпиризм (опыт).
- Структуализм (фигура сумма
точек).
- Гештальт-психология.
- Конструктивизм. (Восприятию предшествует конструкт, концепция?)
- Информационный подход.
- Нейрофизиологический подход.
- Когнитивная нейрология. (Устройство мозга).
Даже в таком вопросе определения признаков, дающих возможность узнавать и
идентифицировать объекты нет полной ясности.
Например, согласно Б. Джулезу, существуют некоторые простейшие элементы текстуры — текстоны, которые представляют собой специфические, различимые характеристики элементов.
К ним относятся:
Например, согласно Б. Джулезу, существуют некоторые простейшие элементы текстуры — текстоны, которые представляют собой специфические, различимые характеристики элементов.
К ним относятся:
- форма;
- кривизна;
- линейные сегменты;
- ширина;
- высота;
- соединения частей;
- углы наклона;
- углы пересечения разных
наклонов.
Чем больше
отличаются друг от друга текстоны разных элементов, тем проще отличить друг от
друга и сами элементы.
Или, например, теория распознавания по компонентам И. Бидермана.
Распознавание объекта начинается с обработки информации о наборе примитивных отличительных признаков. Любой воспринимаемый трехмерный предмет может быть разложен на ряд элементарных составляющих — геометрических модулей, или компонентов, называемых геонами («геометрическими ионами»).
Существует 24 базовых геона. Комбинируя их в разных вариантах можно получить объект практически любой формы.
Для узнавания предмета достаточно трех его геонов.
Или, например, теория распознавания по компонентам И. Бидермана.
Распознавание объекта начинается с обработки информации о наборе примитивных отличительных признаков. Любой воспринимаемый трехмерный предмет может быть разложен на ряд элементарных составляющих — геометрических модулей, или компонентов, называемых геонами («геометрическими ионами»).
Существует 24 базовых геона. Комбинируя их в разных вариантах можно получить объект практически любой формы.
Для узнавания предмета достаточно трех его геонов.
Гештальт-подход.
Вертгеймер описал следующие факторы:
Вертгеймер описал следующие факторы:
- фактор близости — предметы могут
группироваться на основании того, что отделяющее их расстояние кажется
небольшим. Воспринимаемая близость — группирование — может быть как
пространственной, так и временной.
- фактор сходства — тенденция группировать элементы, кажущиеся похожими, аналогична тенденции группировать элементы, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга.
- фактор «хорошего продолжения» — элементы, лежащие на одной прямой или кривой линии простой формы, легко воспринимаются как единое целое.
- фактор «общей судьбы» — в соответствии с этим фактором элементы, двигающиеся в одном направлении, перцептуально объединяются в одну группу.
- фактор симметрии — приоритет в
перцептивном группировании отдается более естественным, сбалансированным и
симметричным фигурам.
- фактор замкнутости — при группировании предпочтение отдается тому варианту, который благоприятствует восприятию более замкнутой или завершенной фигуры.
- фактор однотипной связи — восприятие отдельно взятой
структуры, образованной физически связанными между собой элементами.
- закон прегнантности, или закон хорошей формы
— совокупность многих из перечисленных выше факторов, постулирующая существование
тенденции к восприятию самой простой и стабильной конфигурации из всех
возможных вариантов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий