четверг, 30 ноября 2017 г.

К вопросу о корпоративной культуры

Функции корпоративной культуры, которые могут стать тормозом или движителем проведения организационных перемен:

  • наличие/отсутствие общего языка;
  • наличие/отсутствие границ/критериев "свой-чужой";
  • распределение властных полномочий и статусов;
  • наличие/отсутствие внутрикорпоративных норм поведения;
  • наличие/отсутствие норм построения отношений между людьми;
  • принципы и практика распределения "кнутов", "пряников" и "морковок";
  • подходы к выполнению работы;
  • наличие/отсутствие формирования корпоративной идеологии менеджерскими подходами (формально) и в силу мифологического творчества.
Другой подход связан с построением модели "культурной сети", описываемой посредством следующих элементов:
  • Парадигма.
  • Властные структуры.
  • Символы.
  • Истории и мифы.
  • Ритуалы и обычаи.
  • Система контроля.
  • Организационные структуры.
Примечание.
Парадигма в данном контексте понимается как признанная, разделяемая сотрудниками нормативно-ценностная система организации. Парадигма дает модель постановки проблем и их решений в той или иной области деятельности, позволяет выделить факторы, влияющие на управление организацией.

Культура корпорации также может быть охарактеризованы с позиции плохо/хорошо, трудно/легко, комфортно/некомфортно "организационным климатом" (Д.Койс, Де Котиис, 1991):
  • Независимость сотрудника, ощущение самостоятельности.
  • Сплоченность.
  • Доверие.
  • Ресурс - наличие и степень конкуренции за необходимые ресурсы.
  • Поддержка и терпимость начальства.
  • Признание.
  • Справедливость.
  • Инновация - поощрение творчества и перемен.
Или по Д.Литвин, Р.Стрингер (60-е года двадцатого века):
  • Структура как ощущение свободы.
  • Теплота.
  • Ответственность - восприятие доверия.
  • Риск.
  • Поддержка со стороны колег.
  • Нормативы - ощущение важности скрытых и явных целей и стандартов работы.
  • Конфликт - сглаживается или разрешается.
  • Тождественность - чувство принадлежности к компании.
Корпоративная культура опосредует модель поведения сотрудников.
Модель поведения сотрудников может быть формализована посредством ряда факторов следующим образом:
  • Допускающие факторы:
    • Обязанности сотрудников.
    • Организация труда.
    • Технологии труда.
    • Необходимая информация, требуемая квалификация, требуемое обучение.
    • Кадровые назначения.
    • Процедура принятия решений.
    • Оплата труда.
  • Влияющие факторы:
    • Горизонтальные коммуникации.
    • Командная работа.
    • Руководство.
    • Разнообразие карьерных возможностей.
    • Разрешение конфликтов.
    • Наличие/отсутствие "самообучающихся" механизмов для организационных звеньев и в целом организации.
    • Система льгот и компенсаций.
    • Обратная связь с внутренними (сотрудниками) и внешними агентами (клиентами).
  • Мотивирующие факторы:
    • Вертикальная коммуникация.
    • Полномочия сотрудников.
    • Обучение и развитие.
    • Оценка труда.
    • Ответственность.
    • Управление результативностью работы.
    • Материальное и моральное поощрение.
  • Определяющие факторы:
    • Направление развития компании.
    • Корпоративные ценности.
    • Имидж компании.
    • Качество продукции.
    • Эффективность стиля управления.
Корпоративная культура всегда является инерционной средой на пути перемен. И если необходимо провести сколь-нибудь значительные переменные, но стоит подумать о "культурной революции". В этом деле может помочь следующее:

  • Радикальное изменение внешнего окружения, например, изменение политических тенденций.
  • Введение новых ценностей.
  • Целевой подбор персонала с иными ценностями по сравнению с господствующими в корпорации ценностями.
  • Увольнение отдельных руководителей - носителей субкультур.
  • Личный пример первых лиц в части новых следования новым традициям.
  • Целенаправленные акции по изменению психологической обстановки.
  • Вовлечение сотрудников, клиентов и партнеров в разработку новых элементов корпоративной культуры.
В процесс воздействия нужно понимать первичные и вторичные механизмы изменения корпоративной культуры:
  • Первичные механизмы изменения корпоративной культуры.
    • Артефакты и ценности, на которые обращают внимание, которые оценивают, которые контролируют лидеры.
    • Поведение лидеров в кризисных ситуациях.
    • Критерии распределения дефицитов.
    • Ролевое моделирование.
    • Обучение.
    • Наставничество.
    • Критерии поощрения.
    • Критерии повышения статуса сотрудника.
    • Критерии найма работников.
    • Критерии продвижения работников.
    • Критерии увольнения работников.
  • Вторичные механизмы изменения корпоративной культуры.
    • Структура организации.
    • Организационные процедуры.
    • Обычаи и ритуалы.
    • Дизайн рабочих мест и офиса.
    • Истории, легенды, мифы об определенных лицах и событиях.
    • Официальное провозглашение организационных ценностей.
Подходы к изменению корпоративной культуры могут выглядеть следующим образом.
  • С позиций сфер влияния и власти.
    • Формулирование целей перемен.
    • Прояснение зависимостей и взаимосвязей: от каких влиятельных лиц зависит выполнение работы.
    • Прогнозирование возможной реакции и точек зрения влиятельных лиц.
    • Анализ оснований властных полномочий влиятельных лиц, ранжирование влиятельных лиц с точки зрения принятия решений.
    • Анализ предпосылок личной власти инициаторов перемен, поиск дополнительных источников власти для контроля над ситуаций.
    • Выбор стратегии.
    • Выбор приемов, тактик.
    • Выбор конкретного способа действий.
  • С позиций политического подхода.
    • Определить наиболее значимые источники власти и понять, как их обратить в пользу перемен.
    • Знать/чувствовать место обретения властных полномочий.
    • Разработать тактику и политику использования личной власти и власти других влиятельных лиц.
* * *

Добавление.

Корпоративной культуре присущи обряды. В свою очередь, изучая обряды, становится понятна та или иная корпоративная культуру.
В общем случае, могут наблюдаться следующие обряды:
  • Обряды продвижения.
  • Обряды ухода.
  • Обряды обновления.
  • Обряды разрешения конфликтов.
  • Обряды посвящения.
  • Обряды проводов.
  • Обряды перехода.
  • Обряды единения.
  • Обряды имиджа (создания и поддержания).

Комментариев нет:

Отправить комментарий