Рациональность
Бытовое правило рациональности - "Живи и дай жить другим". У Толстого в "Анне Карениной" мужик объяснял Левину "тот плох, потому что живет не для мира, а для живота своего".Для народа. "Рациональны те рассуждения, которые позволяют обеспечить народу долгую жизнь".
В словарях: разумность, характеристика знания с точки зрения его соответствия наиболее общим принципам мышления, разума.
Философское понятие - очень сложно, тем не менее можно привести следующее.
Рациональность по Канту
Кант в своем подходе к проблеме выделил три уровня познания и осмысления: «Всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления».
Рассудок, в его схеме, организует опыт посредством правил, а разум организует добротный сырой материал, обработанный рассудком – «сводит многообразие знаний рассудка к наименьшему числу принципов».
Кант различает два «среза» в применении разума – формальный (логический) и реальный (трансцендентальный). При логическом применении разума используется его способность производить умозаключения, делать конкретные выводы. Реальное применение использует способность разума производить понятия высокого уровня, рождать трансцендентальные идеи, высшие принципы.
Здравый смысл
Здравый смысл не настроен на выработку блестящих, оригинальных решений, но он надежно предохраняет против наихудших решений.
Бергксон
Я вижу в здравом смысле внутреннюю энергию интеллекта, который постоянно одолевает себя, устраняя уже готовые идеи и освобождая место новым, и с неослабевающим вниманием следует реальности. Я вижу в нем также интеллектуальный свет от морального горения, верность идей, сформированных чувством справедливости, наконец, выпрямленный характером дух… Посмотрите, как решает он великие философские проблемы, и вы увидите, что его решение социально полезно, оно проясняет формулировку сути вопроса и благоприятствует действию. Кажется, что в спекулятивной области здравый смысл взывает к воле, а в практической – к разуму
А.Бергсон. Здравый смысл и классическое образование. – «Вопросы философии». 1990. № 1.
Рациональность по Хюбнеру
Хюбнер пишет: «Рациональность выступает всегда в одинаковой форме, а именно:
- семантически – как тождественное фиксирование правил определенного смыслового содержания (в чем бы оно ни состояло);
- эмпирически – как применение всегда одинаковых правил объяснения (к чему бы они не относились);
- логически-оперативно – как применение расчета (калькуляции) (как бы его ни истолковывать);
- нормативно – как сведение целей и норм к другим целям и нормам (какое бы содержание в них ни вкладывалось).
Рациональность, следовательно, есть нечто формальное. Она относится только к уже положенному содержанию»
Интеллектуальные инструменты
- правила логических рассуждений;
- способность выявления причинно-следственных связей;
- процедуры проверки качества собственных умозаключений.
- категория цели,
- категория ограничений,
- категория средств,
- категория критериев,
- категория меры ("вес" различных явлений, масштаб проблемы, наличные ресурсы для ее решения).
пралогический, - мифологический, предшествующий логическому, - и
дологический, шаманский.
Как пример вычурной комбинации, можно привести высказывание Чубайса
Объективная противоречивость ситуации, помноженная на внутреннюю конфликтность целей и возведенная в квадрат за счет разноголосицы лоббистских устремлений множества групп, не позволяет добиться структурности содержания каких бы то ни было программ.В этой комбинации явно в угоду эмоциональности почему то произведение возводится в квадрат, ясно же что возведение в квадрат "объективной противоречивости" не изменяет ни природу объективности, ни свойство противоречивости.
Еще одним примечательным примером наворачивания слов является "внутренняя конфликтность целей". Конфликтность целей - вполне понятное свойство, состоящие в том, что улучшение одного критерия приводит к ухудшению другого. Но как это явление разделить на виды: внутреннюю конфликтность и на внешнюю конфликтность.
В данном случае данная цитата приведена как пример манипулятивного высказывания, маскирующего под рациональность с элементами гипостазирования (см. внутренняя противоречивость целей).
Крупный современный экономист Л. фон Мизес предупреждал:
“Склонность к гипостазированию, то есть к приписыванию реального содержания выстроенным в уме концепциям – худший враг логического мышления”.
Научное мышление
Научное мышление автономно по отношению к этическим ценностям, равнодушно к проблеме добра и зла. Оно лишь ищет истину, ответ на вопрос “что есть в действительности?” и не способно ответить на вопрос “как должно быть?” Напротив, мышление политика должно быть неразрывно связано с проблемой выбора между добром и зломПримечание. Отличие гуманитария от естественника: гуманитарий, в отличие от ученого-естественника, изучает человека и чисто человеческие проблемы.
Ограниченность научного мышления. Образованный слой научных работников (как естественников, так и гуманитариев) эпохи позднего социализма мыслил в очень упрощенных понятиях (а это обязательно для научного мышления), строил недопустимо упрощенную модель (в науке чем проще - тем значимее) общественных процессов в стране. Но такое сознание беззащитно вне стерильных условий профессиональной деятельности, где интеллигент имеет дело с моделями реальности, наблюдаемыми в лабораторной колбе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий