Для моделирования экономических процессов с применением математических методов используется ряд соображений, называемых принципами. К таким соображениям относятся целевая функция, средства (описываем уравнения состояния), ограничения и нормативные правила.
В книге М.Интрилигатор. Математические методы оптимизации и экономическая теория приведены две примечательные таблицы, которые не дурно использовать в описании расчетов.
Потребитель как институт рационального ведения хозяйства.
Фирма как институт рациональной экономической деятельности.
В книге М.Интрилигатор. Математические методы оптимизации и экономическая теория приведены две примечательные таблицы, которые не дурно использовать в описании расчетов.
Потребитель как институт рационального ведения хозяйства.
Классическая
экономическая теория
|
Неоклассический
и другие методы экономической теории
|
|
Целевая функция
|
Функция полезности потребителя, зависящая от уровней
потребления всех товаров и услуг
|
Полезность зависит и от будущего, и от текущего
уровня потребления, от досуга и т.д.
|
Средства и инструменты
|
Уровни потребления всех товаров и услуг
|
Сбережения. Выбор профессии.
|
Ограничения
|
Финансовые ограничения: общие расходы на товары и
услуги не могут превышать сумму дохода; цены на товары и услуги и объем
дохода заданы.
|
Заданы кривые предложения, а не цены (монопсония).
|
Нормативные правила
|
Распределение дохода методу товарами и услугами так, чтобы отношение
предельной полезности к цене было одним и тем же для всех видов товаров и
услуг.
|
Сберегайте в зависимости от текущего дохода и ожидаемого будущего дохода,
а также потребления в настоящим и в будущем в зависимости от будущих цен
|
Фирма как институт рациональной экономической деятельности.
Классическая
экономическая теория
|
Неоклассический
и другие методы экономической теории
|
|
Целевая функция
|
Функция прибыли фирмы (валовой доход минус
издержки), зависящая от выпуска продукции и от затрат факторов
|
Для тех предприятий, управляющие которых не являются
владельцами, целевой функцией может быть объем продаж
|
Средства и инструменты
|
Уровни выпуска продукции и затрат факторов
|
Уровень рекламной деятельности. Товаро-материальные запасы.
|
Ограничения
|
Технологическое ограничение: выпуск продукции
зависит от затрат факторов (производственная функция)
|
Задана кривая спроса, а не цены на выпускаемую
продукцию (монополия). Заданы кривые предложения, а не цены на затраты
факторов (монопсония).
Прибыль не может снижаться ниже определенного
уровня.
Действия других фирм (олигополия).
|
Нормативные правила
|
Приравнивайте предельные доходы от продуктов к ценам соответствующих
факторов по всем видам затрат
|
Используйте для конкуренции не только цены, но и другие способы,
например на рекламу. Используйте товаро-материальные запасы так, чтобы
обеспечить стабильность производства, несмотря на колебания уровня продаж.
|
Ядром моделирования являются методы экстраполяции. И в этом случае следует максимально "снять" ограниченное понимание долговременных факторов предоопределенности - "моментов инерции".
И вот тут проблема - долговременные плохо улавливаются линейными моделями. Отчасти "выручить" могут нелинейные модели. Поэтому экстраполяция на основе нелинейных моделей более предпочтительна и даже обязательна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий