пятница, 13 декабря 2019 г.

Как услышать собеседника

Если практика поэзии само себе не обязана ставить себе задачу распространения мудрости и накопления знания, ей, по крайней мере, следует приучать наше мышление к одной привычке, имеющей универсальную ценность, - к привычке анализировать значение слов, как своих, так и чужих.

Существует два класса людей: говорить с одними трудно, говорить с другими - тщетно. Второй, - более многочисленный и упрямыq, чем это можно показаться вначале, ибо он представляет состояние ума, в которое мы все склонны впадать вследствие природной лени, - в включает в себя тех, кто не способен поверить. что положение вещей когда-либо измениться по сравнению с существующим в данных момент. ... непобедимая инерция воображения заставляет их продолжать вести себя так, будто ничто никогда не измениться.

Те, с кем говорить трудно, ... - это люди, верящие, что великие перемены должны произойти, но толком не знающие, что в них неизбежно, что возможно, а что - желательно.

Томаз Стернз Элиот. Идея христианского общества.


Как услышать собеседника?: информация - тонкая штука, и неумение ее извлекать является причиной многих недоразумений, легко и быстро перерастающих в конфликт.

Источник:
http://www.elitarium.ru/aktivnoe-slushanie-sobesednik-priem-faktor-razgovor-beseda-obshchenie-dialog-vnimanie-informaciya-vliyanie/
Автор: Вaлeнтин Никoлаeвич Koдин.

Отвлекающие факторы слушания
  1. Отсутствие интереса. Возможно, вашему собеседнику не интересен предмет разговора: его не волнует обсуждаемая тема, он просто «отключился».
  2. Отвлечение от сути слушания. Слушающего могут отвлекать внешние факторы: телефон, радио, шум транспорта, сирена полицейской машины.
  3. Уход в себя. Распространенная причина -  внутренний диалог: «Выключил(а) ли я газ, уходя на работу?», «Куда бы поехать в отпуск?», «Что еще мне нужно сделать сегодня вечером?».
  4. Речевой фактор. Если речь говорящего монотонна, наше сознание «впадает в спячку». Распространенные ошибки - длинные монологи, отсутствие контакта со слушателями.
  5. Фактор жестов. Несоответствие жестов и поз оратора произносимым словам. 
  6. Визуальный фактор. Например, неспособности говорящего смотреть в глаза слушателям.
  7. Фактор самовыражения. Иногда человек перестает слушать, потому что ему самому хочется высказаться. Тогда мы просто ждем, пока он закончит речь, чтобы взять слово самим.
  8. Фактор защиты. Неумение и нежелание слушать собеседника частенько оказывается результатом действия защитных механизмов, которые помогают человеку оградить себя от неприятных известий.
Использование принципов активного слушания полезно, потому что
  • Большинство людей предпочитают говорить, а не слушать, и бывают очень довольны, если находят внимательного собеседника.
  • Слушая активно, мы лучше запоминаем сказанное. Умение активно слушать и задавать вопросы — неотъемлемая часть навыка убеждения людей. 
  • Значительно проще убедить человека в чем-нибудь, оказать влияние на ход его мыслей и поступки, если внимательно его выслушать и задать подходящие вопросы.
  • Слушая человека активно, мы побуждаем его к продолжению разговора. Мы можем получить максимальное количество полезной и необходимой нам информации, если всего лишь предоставим собеседнику возможность полностью высказаться. Если информация — мощная сила, то активное восприятие — способ ее обретения.
Когда важно использовать технику активного слушания:
  1. Когда нужна информация, которой располагает говорящий. Благодаря этой информации мы сумеем сформулировать свои предложения так, чтобы в наибольшей степени удовлетворить его желания и потребности.
  2.  Если собеседник важен для нас. Это может быть начальник, руководитель или просто старший товарищ, супруг(а) и т.д..
  3. Когда существует опасность возникновения недоразумений. Они подстерегают нас в случаях, когда предмет разговора слишком сложен или абсолютно незнаком, когда у говорящего непривычный акцент, дефекты речи и пр.
  4. Особого внимания требует эмоционально окрашенная речь. Очень легко упустить смысл высказывания, попав под власть эмоций говорящего.
Приемы эффективного слушания
  1. Прием слушания «сладкая парочка». У нас два уха и один рот, поэтому старайтесь использовать их именно в заданном природой соотношении.
  2. Прием слушания «гляделки». Слушая, лучше всего смотреть собеседнику прямо в глаза. Конечно, из этого не следует, что нужно смотреть на собеседника неотрывно, в упор. Просто время от времени смотрите ему в глаза, тем самым поддерживая с ним визуальный контакт.
  3. Прием слушания «заметки на манжетах». Делая записки, памятки, мы оказываем памяти добрую услугу.
  4. Прием слушания «хороший конец». Всегда лучше дать человеку возможность изложить свою мысль до конца, даже в ситуациях дружеского или неформального общения.
  5. Прием слушания «положительный ответ». Один из главных элементов активного восприятия — умение дать собеседнику понять, что мы его внимательно слушаем, при помощи какой-либо реакции на его слова. Иногда достаточно простого «да-да», «понимаю» или кивка головой.
  6. Прием слушания «трубка мира». Все мы говорим по-разному: у нас могут быть разные акценты, свое построение фраз, индивидуальный темп речи, мышления, тембр голоса и пр. Побочные аспекты разговора могут влиять на ваше внимание и помешать понять смысл разговора. Стремитесь выявлять и контролировать свои предубеждения, внимательно вслушиваясь в то, что нам пытаются сказать.
  7. Прием слушания «хочу все знать». Если вы чего-то не поняли, спрашивайте. Все мы повинны в том, что нередко говорим: «Да, я понял(а)», — хотя на самом деле не можем взять в толк, о чем нам говорят. Имейте смелость сознаться, если вы не понимаете того, о чем вам говорят. Этим вы возвышаете своего собеседника, а правдивое признание впоследствии приносит немалые дивиденды.
  8. Прием слушания «докопаться до сути». Очень часто в беседе мы выпаливаем множество вопросов, лишь поверхностно затрагивая целый ряд тем. Куда лучше задать несколько вопросов по одной проблеме. Продолжая задавать открытые вопросы на эту же тему, вы можете получить массу интересной информации.
  9. Принцип слушания «взять дыхание». Если вы хотите придать своим словам больший вес, не старайтесь огорошить собеседника мгновенным ответом, а сделайте короткую паузу, слегка вздохните. Этим вы даете собеседнику понять, что отвечаете обдуманно, по зрелом размышлении, что ваша реплика не является «домашней заготовкой». Кроме того, если вы немного задержитесь с ответом, ваш собеседник может продолжить говорить и сообщить вам новые, интересные сведения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий