Кант назвал свое учение подлинным просвещением: наука есть разрушительница фиктивного всезнания.
Научное знание также является безжалостным осознанием границ познавательной достоверности. Суть подлинного просвещения - вырвать человека из-под власти традиционных суеверных надежд, опираясь на силу теоретического разума.
Если говорить о границах теоретического разума, то стоит помнить и об скептическом агностицизме Д.Юма. Исследование же Канта в отличие от Юма направлено против необоснованных претензий на пророчества и управление личными решениями людей.
Примечание. Кант выступал против существующего в те времена сциентизма, - доказательства существования Бога и бессмертия души. "Критика чистого разума" показывает что обоснованиям приводят к антиномиям и метафизическим альтернативам.
"Критическая философия" Канта требовала осознания ограниченности человеческого знания. Это освобождает место для чисто моральной ориентации, для доверия к нравственным очевидностям.
Примечание. "Мораль - это сумма установившихся в обществе неписанных нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к понятию "приличия". Нравственнось определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни, как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен, мудр и потому понимающ - можно сказать, что это нравственный человек". А. Никонов. "Апгрейд обезьяны".
* * *
Позитивизм – это направление в философии, которое исходит из «позитивного», т.е. фактического, несомненного и ограничивает им свое исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Основателями позитивизма считаются О. Конт, Юм, Даламбер. Позитивизм – наследник и продолжатель эмпиризма, из которого он взял религиозное поклонение факту и опыту, как источнику всех знаний и суду последней инстанции.
Приведем некоторые характерные черты позитивизма:
К сожалению, представители позитивизма не хотели замечать проблемы, сопровождавшие позитивизм. Во-первых, это были гносеологические проблемы: позитивизм очень плохо объясняет научные революции (точнее, никак не объясняет, просто называя все предыдущее знание ненаукой), позитивизм не пытается заглянуть в суть вещей, довольствуясь поверхностными знаниями.
Спустя десяток лет появилась новая форма позитивизма – неопозитивизм.
Неопозитивизм обладает следующими основными чертами:
Научное знание также является безжалостным осознанием границ познавательной достоверности. Суть подлинного просвещения - вырвать человека из-под власти традиционных суеверных надежд, опираясь на силу теоретического разума.
Если говорить о границах теоретического разума, то стоит помнить и об скептическом агностицизме Д.Юма. Исследование же Канта в отличие от Юма направлено против необоснованных претензий на пророчества и управление личными решениями людей.
Примечание. Кант выступал против существующего в те времена сциентизма, - доказательства существования Бога и бессмертия души. "Критика чистого разума" показывает что обоснованиям приводят к антиномиям и метафизическим альтернативам.
"Критическая философия" Канта требовала осознания ограниченности человеческого знания. Это освобождает место для чисто моральной ориентации, для доверия к нравственным очевидностям.
Примечание. "Мораль - это сумма установившихся в обществе неписанных нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к понятию "приличия". Нравственнось определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни, как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен, мудр и потому понимающ - можно сказать, что это нравственный человек". А. Никонов. "Апгрейд обезьяны".
* * *
Позитивизм – это направление в философии, которое исходит из «позитивного», т.е. фактического, несомненного и ограничивает им свое исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Основателями позитивизма считаются О. Конт, Юм, Даламбер. Позитивизм – наследник и продолжатель эмпиризма, из которого он взял религиозное поклонение факту и опыту, как источнику всех знаний и суду последней инстанции.
Приведем некоторые характерные черты позитивизма:
- позитивизм утверждает приоритет науки: нам известно лишь то, что сообщают науки;
- позитивизм считает науку практически единственным инструментом познания: это единственное средство решения всех проблем, веками мучивших человечество;
- методы естественных наук работают не только при изучении природы, но и общества – отсюда появление таких наук об обществе, как социология;
- позитивизму присуще оптимистическая вера в неизменность прогресса, основанному на развитии человеческого разума;
- наука объявлена единственным прочным фундаментом индивидуальной и общественной жизни, происходит своеобразное «обожествление факта»;
- для позитивизма характерна некритическая, поспешная и поверхностная вера в постоянный беспрепятственный рост науки;
- существует единственный верный научный метод, которым должны пользоваться все науки: истины только те знания, которые основаны на опыте и наблюдениях. После обобщения (индукции), из этого опыта появляется научное знание;
- настоящая позитивная наука умеет правильно задавать вопросы: задаются только те вопросы, на которые принципиально возможно получить ответ. Позитивист никогда не задаст вопрос: «Почему?». Такой вопрос может задать только незрелая наука;
- позитивное знание, в отличие от других знаний, абсолютно истинно;
- существует четкая граница между наукой и метафизикой. Позитивисты считают, что охраняют науку от метафизики.
К сожалению, представители позитивизма не хотели замечать проблемы, сопровождавшие позитивизм. Во-первых, это были гносеологические проблемы: позитивизм очень плохо объясняет научные революции (точнее, никак не объясняет, просто называя все предыдущее знание ненаукой), позитивизм не пытается заглянуть в суть вещей, довольствуясь поверхностными знаниями.
Спустя десяток лет появилась новая форма позитивизма – неопозитивизм.
Неопозитивизм обладает следующими основными чертами:
- неопозитивизм утверждает, что многие проблемы познания носят языковой характер;
- неопозитивизм говорит о проблемах высказываний;
- неопозитивизм разъясняет проблемы позитивизма, связанные с наличием/отсутствием детерминизма;
- неопозитивизм разделяет законы на теоретические и эмпирические. Причем теоретические появляются не путем обобщения экспериментального материала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий