* * *
Буддизм можно рассматривать как учение о несуществовании я или души (= агпмана, не-душа - Анатма-вада) как:
Буддизм: чувство "я" - источник клеши - омраченной эффективности. Ум - манас - обеспечивает память и чувство тождественности личности.
Есть еще надличностное "Я", единое для всех существ и тождественное Абсолюту (абсолютному субъекту).
Примечание. Абсолют - неизменная первооснова всего сущего (дух, идеи, божество), что противостоит всякому относительному и обусловленному бытию.
Личнось есть только имя для обозначения соединенных в определенном порядке групп психофизических элементов.
Группы - 5 скандж (буквально - куч). Группы условно реальны, но с другой стороны - формально реальны.
Буддизм можно рассматривать как учение о несуществовании я или души (= агпмана, не-душа - Анатма-вада) как:
- несуществование субстанционального,
- несуществование индвивидуального,
- несуществование вечного.
А что в других системах?
- Индуизм и джайнизм признает учение о "я" (= атман в Упанишадах, =джива).
- Кант: вера в бессмертие души - один из постулатов нравственности.
Дополнение.
Дихотомичен или недихотомичен субъект и объект? Наука изучает переживаемый нами мир, а не мир того, что есть "так, как оно есть". "Так, как есть" - это татхата в буддийской философии, "вещь в себе" у Канта. Следует учитывать, что субъект и объект членимое только в абстракции, только эпистемологички, а не онтологически.
Школу йогачара (виджнянавада) неправомерно сравнивают с учением Беркли. Для Беркли нереален объект. В виднянаваде нереальны субъект и объект, несамодостаточны, в обособленности нереальны и реальны только в субстратном сознании.
Школу йогачара (виджнянавада) неправомерно сравнивают с учением Беркли. Для Беркли нереален объект. В виднянаваде нереальны субъект и объект, несамодостаточны, в обособленности нереальны и реальны только в субстратном сознании.
Позитивизм смотрит на философию как на комментарии к достижениям естественных наук.
Торчинов Е.А. Мистический (трансперсональный) опыт и метафизика.
Конец дополнения.
Буддизм: чувство "я" - источник клеши - омраченной эффективности. Ум - манас - обеспечивает память и чувство тождественности личности.
Есть еще надличностное "Я", единое для всех существ и тождественное Абсолюту (абсолютному субъекту).
Примечание. Абсолют - неизменная первооснова всего сущего (дух, идеи, божество), что противостоит всякому относительному и обусловленному бытию.
Личнось есть только имя для обозначения соединенных в определенном порядке групп психофизических элементов.
Группы - 5 скандж (буквально - куч). Группы условно реальны, но с другой стороны - формально реальны.
Элементы групп - дхармы. И все это рассматривается в рамках буддийской философской психологии - абдихармы.
Описание скандх (материл из Википедии).
В буддизме нет учения о перевоплощении и реинкарнации. Но не совсем. Передается только энергия, которая связывает существование текущего субъекта с существованием кармического приемника. Все таки передача энергии маловато, нужно что-то типа информационной матрицы, носитель которой конечно уже требует энергетических затрат. И вероятно текущий субъект не передается так сказать в полном объеме жизненного опыта и переживаний.
Буддийская онтология - онтология бессубстрактного процесса: бытие не постоянная вечная субстанция или сущность, а процесс, который не опирается ни на какаю неизменную основу. Онтология может быть организовано следующими блоками:
Примечание. Праджня — буддийское понятие, обозначающее высшую трансцендентальную интуитивную просветлённую мудрость, в которой отсутствуют какие-либо признаки или качества. В буддизме считается, что праджню можно постигнуть лишь с помощью интуитивного прозрения и осознания, а не путём анализа. Праджня вместе с каруной являются главными «опорами» махаянской традиции.
Праждня состоит в непосредственном интуитировании реальности "как она есть". Эта реальность невыразима, несемиотична, неописываема и недвойственна (нет субъекта, нет объекта), а следовательно невербализуема в языке с его грамматическими и понятийными формами, приспособленными лишь к описанию одних иллюзорных ментальных конструктов и проекций (викальпа, кальпана).
Примечание. Викальпа это все формы мышления и все операции мышления и их результат — знания, полученные с помощью мышления. Викальпа — это также собирательное имя для трех законов мышления: закона противоречия, закона тождества и закона причинности. Знание, полученное в результате деятельности мышления и отличное от восприятия как чистой чувственности, буддисты называют простой кажимостью, мыслительной конструкцией, ибо мир вещей и мир мышления никак друг с другом не связаны; мышление конструирует образы вещей по своим собств. законам, и эти образы не соответствуют ничему в реальности.
Примечание. Кальпана — широкое по объему понятие буддийской философии, означающее фактически всю дискурсивную деятельность сознания, противопоставляемую чистому перцептивному ощущению-отражению объектов. В сарвастивадинской абхидхармистской “Джнянапрастхане” кальпана сололагается с мышлением как таковым (четана) и определяется как определение или “измерение”. В школе Дигнаги восприятие характеризуется как отрицание кальпаны, как опыт, “лишенный конструирования”. Кальпана рассматривается в единстве синтеза и анализа. В первом случае она соответствует креативному воображению как деятельность сознания, конструирующего образы объектов и “проектирующего” их во внешний мир, во втором — “делению” содержания опыта по законам бинарных оппозиций (поэтому синонимом кальпаны выступает “викальпа”). Уже на начальной стадии познавательного процесса “неделимая” мгновенная реальность (свалакшана), фиксируемая восприятием, анализируется и вводится в сетку родо-видовых предикаций. По интерпретации Ф. И. Щербатского, интеллект может постигать объект, называемый горшком, через кальпану как протяженное или твердое тело, определенную субстанцию, являющуюся субстратом цвета, формы и т. п., в то время как реальным (“аффинирующим”) ядром этих конструкций будет невербализуемый точечно-активный момент, соответствующий конечной реальности, тогда как сферой кальпаны будет уровень лишь условной истины (самвритги-сатья). К этому же уровню относится и “корневое” деление опыта на субъект, объект и само познание. Кальпана как источник ложных дихотомий, начиная с субъекгно-объектного, признается и в мадхьямике (его оппозиция — “неконцептуальное знание” праджня-парамиты). Из буддизма концепция кальпаны заимствуется и адвайта-ведантой, где к ней относятся все дифференциации, связанные с “”именем и формой” (нама-рупа), адеятельность “конструирования” как таковая космологизируется в виде активности мировой Иллюзии {Майя). В. К. Шохин.
Описание скандх (материл из Википедии).
- Форма, материальное — рупа. Тело с органами чувств, пять их познавательных способностей (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, а также пять соответственных типов материальных объектов восприятия: цветоформы, звуки, запахи, тактильные ощущения, вкусы). То, что в рупа-скандху входят не только тело с органами чувств, но и внешние чувственные объекты восприятия, стирает границы между субъектом и объектом, организмом и окружающей средой. Форма состоит из четырёх компонентов: земли, ветра, огня и воды. Понятие «рупа» близко к понятию «материя» в западной философии.
- «Чистое» чувство, ощущение — ведана. Чувственное переживание, возникающее в потоке сознания при контакте одного из пяти органов чувств и ума. Речь идёт о действии предметов мира на чувственность, а также перцепции. Существуют три вида чувства: приятное, неприятное и нейтральное. Их особенность в том, что они не осмысливаются, а только принимаются: их яркость пропорциональна их интенсивности.
- Совместное постижение, понимание, представления — санджня (сання). Опознавание объектов пяти видов чувственного восприятия: цветоформ, звуков, запахов, телесных ощущений, вкусов; познание через соединение элементов, конструирование их единства, концептуализация, идеи. Знаково-понятийное содержание сознания. Речь идёт об аффективной обработке чувственного восприятия и формировании концепций.
- Формирующие факторы, опыт, склонности, воля — самскара (санкхара). Впечатление, отпечаток, след, латентная тенденция, оставляемая действием (кармой) тела, речи и ума в психике; также мотивации практически всех видов умственной деятельности (мнений, мыслей, решений, волевых импульсов), которые в дополнение к ощущениям и восприятию присутствуют в отдельном моменте сознания. Воля, намерение (четана) являются основой действия (кармы) и движущей силой, закабаляющей в сансаре. При перерождении самскары выступают как «формирующие факторы» тела, органов познания, психики, пола, статуса, окружения и т. д. живого существа, появившегося на свет. Санскара-скандха «собирает», «составляет» другие четыре скандхи. Таким образом, самскара является одновременно и результатом накопления отпечатков прошлой кармы, и «формирующим фактором» при рождении, и источником новой кармы. Речь идёт в первую очередь об осознанном действии.
- Различение, избирательное познание — виджняна (винняна). Общая способность ощущать, различать, распознавать. Существуют шесть распознаваний (виджнян): зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое, ментальное. «Шесть форм распознавания» всегда направлены на объект своей категории. В отличие от санджни — познания через установление связи и соединение, виджняна является познанием через дифференциацию, различение, анализ, выбор. Виджняна в широком смысле объединяет ряд непостоянных и мгновенных различных психических состояний в одну серию, обозначает всю интеллектуальную активность, сознание, тождественна психике (читта) и охватывает все психические процессы — от чувственных распознаваний, эмоций и мышления до воли, намерений и внимания, включая понимание результатов действия, не омрачённое эмоциями, запоминание, накопление знаний.
В буддизме нет учения о перевоплощении и реинкарнации. Но не совсем. Передается только энергия, которая связывает существование текущего субъекта с существованием кармического приемника. Все таки передача энергии маловато, нужно что-то типа информационной матрицы, носитель которой конечно уже требует энергетических затрат. И вероятно текущий субъект не передается так сказать в полном объеме жизненного опыта и переживаний.
Буддийская онтология - онтология бессубстрактного процесса: бытие не постоянная вечная субстанция или сущность, а процесс, который не опирается ни на какаю неизменную основу. Онтология может быть организовано следующими блоками:
- доктрина анатмавады (не души)
- теория дхарм
- учение о мгновенности.
Примечание. Праджня — буддийское понятие, обозначающее высшую трансцендентальную интуитивную просветлённую мудрость, в которой отсутствуют какие-либо признаки или качества. В буддизме считается, что праджню можно постигнуть лишь с помощью интуитивного прозрения и осознания, а не путём анализа. Праджня вместе с каруной являются главными «опорами» махаянской традиции.
Праждня состоит в непосредственном интуитировании реальности "как она есть". Эта реальность невыразима, несемиотична, неописываема и недвойственна (нет субъекта, нет объекта), а следовательно невербализуема в языке с его грамматическими и понятийными формами, приспособленными лишь к описанию одних иллюзорных ментальных конструктов и проекций (викальпа, кальпана).
Примечание. Викальпа это все формы мышления и все операции мышления и их результат — знания, полученные с помощью мышления. Викальпа — это также собирательное имя для трех законов мышления: закона противоречия, закона тождества и закона причинности. Знание, полученное в результате деятельности мышления и отличное от восприятия как чистой чувственности, буддисты называют простой кажимостью, мыслительной конструкцией, ибо мир вещей и мир мышления никак друг с другом не связаны; мышление конструирует образы вещей по своим собств. законам, и эти образы не соответствуют ничему в реальности.
Примечание. Кальпана — широкое по объему понятие буддийской философии, означающее фактически всю дискурсивную деятельность сознания, противопоставляемую чистому перцептивному ощущению-отражению объектов. В сарвастивадинской абхидхармистской “Джнянапрастхане” кальпана сололагается с мышлением как таковым (четана) и определяется как определение или “измерение”. В школе Дигнаги восприятие характеризуется как отрицание кальпаны, как опыт, “лишенный конструирования”. Кальпана рассматривается в единстве синтеза и анализа. В первом случае она соответствует креативному воображению как деятельность сознания, конструирующего образы объектов и “проектирующего” их во внешний мир, во втором — “делению” содержания опыта по законам бинарных оппозиций (поэтому синонимом кальпаны выступает “викальпа”). Уже на начальной стадии познавательного процесса “неделимая” мгновенная реальность (свалакшана), фиксируемая восприятием, анализируется и вводится в сетку родо-видовых предикаций. По интерпретации Ф. И. Щербатского, интеллект может постигать объект, называемый горшком, через кальпану как протяженное или твердое тело, определенную субстанцию, являющуюся субстратом цвета, формы и т. п., в то время как реальным (“аффинирующим”) ядром этих конструкций будет невербализуемый точечно-активный момент, соответствующий конечной реальности, тогда как сферой кальпаны будет уровень лишь условной истины (самвритги-сатья). К этому же уровню относится и “корневое” деление опыта на субъект, объект и само познание. Кальпана как источник ложных дихотомий, начиная с субъекгно-объектного, признается и в мадхьямике (его оппозиция — “неконцептуальное знание” праджня-парамиты). Из буддизма концепция кальпаны заимствуется и адвайта-ведантой, где к ней относятся все дифференциации, связанные с “”именем и формой” (нама-рупа), адеятельность “конструирования” как таковая космологизируется в виде активности мировой Иллюзии {Майя). В. К. Шохин.
Буддизм провозглашает принцип всеобщей причинной обусловленности (пратитья-самутпада).
Четыре Благородные Истины.
- Что такое страдание? (духкха). (примечание. С точки зрения автомата - это ошибка рассогласования). Удовольствие - тоже акспект страдания.
- Причина страдания. Влечение и хотение (воля?), жизнедеятельность, действие (карма)
- Прекращение страданаия. Нирвана - определяется в отрицательных терминах. Полностью трансцендентна опыту.
- Путь, ведущий к прекращению страданий. Восьмеричный путь: праджня (ц этапа мудрости), шила (три этапа нравственности), самадха (три этапа медиативного созерцательного сосредоточения.
Присуща ли буддистам философия?
То есть дхарма — это «держатель», или «носитель». Держатель чего? Своего собственного качества. Таким образом, дхарма есть неделимый элемент нашего психофизического опыта, или элементарное психофизическое состояние. Можно ли счесть дхарму субстанцией? Опять-таки нет, причем сразу в силу двух обстоятельств. Во-первых, согласно индийскому пониманию субстанции и субстанциальности, которого, например, придерживалась брахманистская школа ньяя, один из основных идейных оппонентов буддизма, субстанция всегда является носителем множества качеств, связанных с ней разными отношениями, тогда как в буддизме каждая дхарма несет лишь одно качество, свое собственное. Во-вторых, индийские субстанциалисты утверждали принцип отличия носителя (субстанции) и несомого (акциденции, качества), что выражалось в формуле дхарма — дхармин бхеда, где дхарма — несомое качество, а дхармин — его субстанциальный носитель. Буддизм же утверждает, что дхарма и дхармин тождественны, носитель и несомое им качество совпадают. Есть и третье принципиальное отличие: субстанции брахманистов, как правило, вечны, тогда как дхармы мгновенны
Дело в том, что во многих (хотя не во всех) буддийских школах дхармы рассматриваются, с одной стороны, как дравья cam, элементы, наделенные онтологическим статусом, реальные элементы, а с другой — как праджняпти cam, то есть как только мыслимые или условные, единицы языка описания опыта. Иначе говоря, наш опыт формируется дхармами и сводится к дхармам, но сами дхармы мы также описываем в терминах дхарм. Здесь можно привести такой, правда несколько грубый, пример — наша речь состоит из слов, но слова мы описываем тоже при помощи слов. Эта особенность понимания буддистами дхарм приблизила их к разрешению так называемого парадокса психических процессов, который европейской психологией стал осознаваться только в XX столетии: мы всегда описываем сознание не в имманентных терминах (терминах, отражающих внутренне присущие ему самому свойства), а в терминах либо внешнего мира, либо другого сознания.
Таким образом, резюмируя выше сказанное, буддизм смотрит на личность как на только лишь имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп несубстанциальных и мгновенных элементарных психофизических состояний — дхарм.
Главная идея йогачары — не отрицание объективного существования материи (как у Беркли), а изживание иллюзии, выражающейся в том, что качества и свойства сознания мы приписываем внешним объектам, на которые эти качества и свойства проецируются
Он не имеет ничего общего с европейским идеализмом, коренящимся в онтологическом реализме (признании объективного, реального) существования общих понятий (Платон, Гегель). Он также совершенно отличен от идеализма фихтеанского типа, выводящего бытие из самосознания трансцендентального Я. Учению о «только лишь сознании» ближе (несмотря на все отличия) формы западной философии, склоняющиеся к радикальному номинализму и эмпиризму (уже упоминавшийся Беркли и, конечно, Юм), а также феноменологический подход к проблеме сознания и его состояний и содержаний (Гуссерль).
Цитата из книги Философия Буддизма Махаяны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий