суббота, 30 ноября 2024 г.

Буллинг и культ благополучия

"Мало того, что вся индустрия здорового образа жизни — полная чушь, так она еще и существует из-за людей, которые особенно доверчивы". Брайан Даннинг.

Что означает это слово bullibility. Это слово-гибрид двух слов, первое из которых начинается с bull и часто сокращается до BS, и gullibility. Придуманное Петрочелли и др. в публикации 2024 года, bullibility относится к предрасположенности человека легковерно верить в любую случайную чушь, которая встречается. Например, поколение TikTok отличается высокой bullibility. Сегодня мы рассмотрим роль bullibility в превращении стольких людей в членов того, что по сути стало культом: культуры здорового образа жизни.

Самое главное, что нужно прояснить в этом эпизоде, — это недвусмысленное различие между здравоохранением и благополучием. Это две не связанные между собой отрасли, хотя обе часто заимствуют язык друг у друга в маркетинговых целях, и важно это осознавать. Здравоохранение — это бизнес по лечению болезней, но индустрия благополучия ничего не лечит. Ее клиенты уже здоровы — здоровье определяется как отсутствие болезней — и вместо этого она продает обещание стать здоровее, чем просто здоровой. Всегда есть еще одна мода на благополучие, на которую вы можете купиться: вся индустрия использует практики и предписания New Age, восточного мистицизма и западного эзотеризма для продвижения и продажи коммерческих продуктов органической пищевой промышленности, альтернативной медицины, суперпродуктов и таких услуг, как звуковое исцеление, обучение йоге, направленная осознанность и бесчисленное множество других. Она настолько широка, что продукт или услуга есть для каждого — шлюз для привлечения любого нового рекрута в культ. Независимо от того, покупаете ли вы невинный фруктовый сок на рынке или записываетесь на семинар, поздравляем, вы только что сделали свой первый шаг в культ здорового образа жизни.

Такой широкий ассортимент продукции не только стимулирует рост отрасли, но и приносит огромную прибыль. Согласно отчету McKinsey & Company за 2024 год, многонациональной консалтинговой компании по управлению, "здоровье" — это мировая индустрия стоимостью 1,8 триллиона долларов, из которых 480 миллиардов долларов были потрачены клиентами сферы "здоровье" в Соединенных Штатах только в прошлом году. Не заблуждайтесь: "здоровье" — это индустрия.

Конспирология также сыграла значительную роль в появлении культуры здорового образа жизни. Многие люди разочаровались в традиционной медицине. Они склонны принимать заговоры Большой Фармы и принимают альтернативные системы. Культура здорового образа жизни предлагает решения для всего этого: обещание, что вам не нужна традиционная медицина, и на духовность можно махнуть рукой

Почему духовность? Участие в организованной религии резко сократилось за последние 30 лет. Но жажда духовности осталась прежней. Люди просто нашли другие выходы для нее, отсюда и рост фразы «духовный, но не религиозный».

И вот мы сталкиваемся с большой группой людей, жаждущих альтернативной медицины и новых способов духовной практики, с сильным недоверием к общепринятым научным методам лечения. Недоверием, подпитываемым теориями заговора. Также был обнаружен еще один фактор, который делает людей более восприимчивыми к культуре здорового образа жизни: уязвимость к псевдоглубокой чуши.

Термин псевдоглубокая чушь (pseudo-profound BS) был придуман в статье 2015 года и относится к «модным словечкам, хаотично организованным в утверждения с синтаксической структурой, но без различимого смысла (например, «Целость успокаивает бесконечные явления»)» — и, конечно же, исследование включало множество псевдоглубоких глупостей, взятых непосредственно из твитов Дипака Чопры (Deepak Chopra). Они обнаружили, что люди, склонные верить в странные вещи, такие как паранормальные, с большей вероятностью считали псевдоглубокую чушь глубокой и глубоко осмысленной, хотя на самом деле она вообще не имела смысла. На языке более поздней статьи таких людей называют bullible: доверчивыми к чуши.

Принимая все это во внимание, исследования, проведенные на сегодняшний день, подтверждают ряд общих наблюдений относительно людей, приверженных культуре здорового образа жизни:
  • Они скорее идентифицируют себя как духовные, чем как религиозные люди.
  • Они, скорее всего, сочтут бессмысленные рассуждения в стиле Дипака Чопры глубокомысленными.
  • Они с большей вероятностью примут ложные теории заговора в отношении институтов, которым они нашли альтернативы, таких как психология и научная медицина.
  • Они с большей вероятностью воспримут ложные утверждения в Интернете как истину.
  • Они с большей вероятностью отвергнут профессионалов с законными аккредитованными степенями в пользу людей с самопровозглашенными квалификациями, которые юридически и с медицинской точки зрения бессмысленны (например, гуру, тренер, шаман, диетолог, влиятельный человек, целитель, мастер, проводник, советник, практик, учитель и т. д.).
  • Они с большей вероятностью купят продукцию, продаваемую под маркировкой «органическая» .
  • И, конечно, они с большей вероятностью будут заниматься большей деятельностью, которая есть в культуре здорового образа жизни: книги, семинары, продукты, ретриты и все бесчисленные практики и услуги, продаваемые и направляемые людьми со всеми этими самопровозглашенными титулами. 

И они делают это на сумму $1,800,000,000,000 в год.

Сейчас многое из этого звучит нехорошо, как будто мы здесь только для того, чтобы быть циничными и высмеивать чудаков. Это было бы ошибкой, потому что это полностью упускало бы суть. Ни одна из причин, по которой люди стали поддающимися на уговоры, не является неразумной в какой-либо серьезной степени. Каковы бы ни были их убеждения, они тратят так много денег, потому что они являются жертвами высокоцелевого и высокоэффективного маркетинга со стороны людей, которые продают эти вещи. Если уж нам нужно указать пальцем на виновных, то на тех, кто обогатился за счет поддающихся на уговоры — немногие так поступают, как сам Дипак Чопра и продавцы вроде Гвинет Пэлтроу (Gwyneth Paltrow). В этом контексте мы не должны придираться к любой молодой женщине, которая обратилась к сообществу здорового образа жизни в отчаянной попытке быть «приемлемой» в соответствии с требованиями ее индустрии. Но давайте не будем отвлекаться, говоря конкретно о Гвинет Пэлтроу, суть в том, что на каком-то уровне она была жертвой культа; поэтому мы можем легко увидеть, что любой менее известный и успешный, как она, но все еще тратящий деньги, является безусловной жертвой.

Вот список преобладающих характеристик культуры здорового образа жизни, и каждая из них также описывает культы:

  • Харизматичные лидеры. Оздоровление в значительной степени продвигается влиятельными лицами в социальных сетях, харизматичными личностями, которые продвигают свою личную философию и продукты как пути к здоровью и просветлению. Эти лидеры часто создают преданных последователей.
  • Эксклюзивные знания. Индустрия здорового образа жизни предоставляет знания (часто именуемые «секретными» или «эксклюзивными») о здоровье, диете и образе жизни, которые не признаются и не одобряются официальной наукой или медициной.
  • Мысли «Мы против них». Может быть ментальность противостояния, когда приверженцы считают, что они более просвещены или здоровы, чем те, кто не следует их практикам. Это может создать сильную внутригрупповую идентичность, которая изолирует членов от более широкого общества.
  • Высокие затраты. Участие в оздоровительных программах часто подразумевает дорогостоящие продукты, курсы, семинары и ретриты, которые могут быть финансово недоступны для многих людей. Высокие затраты могут способствовать восприятию исключительности и приверженности.
  • Обещания трансформации. Индустрия оздоровления часто обещает глубокую личную трансформацию или исцеление, что может быть очень привлекательным, особенно для тех, кто разочаровался в традиционной медицине.
  • Сомнительные заявления и практика. Многие оздоровительные практики основаны на псевдонауке и содержат непроверенные или ложные заявления о пользе для здоровья, которые могут быть вредными или вводящими в заблуждение.
  • Социальное давление и отзывы. Индустрия часто использует отзывы и давление со стороны коллег в качестве инструментов для набора и удержания сотрудников, подчеркивая личные истории успеха и трансформации без существенной научной поддержки.

Гуру здорового образа жизни быстро возразят, что не все, что они прописывают, является лженаукой. Они также рекомендуют релаксацию, снижение стресса, прогулки, употребление большего количества фруктов и овощей, хороший ночной сон — тогда, возможно, они обвинят нас в том, что мы утверждаем, что это тоже лженаука. Нет. Они также не являются здоровьем. Все рекомендуют эти вещи, особенно каждый врач; это просто здравый смысл, и гуру здорового образа жизни не могут претендовать на право собственности на них. Они уже ваши, вам не нужно никому за них платить.

Так что не будьте заносчивым конспирологом. А если вы знаете кого-то, кто им является, сделайте все возможное, чтобы увести его, хотя это часто может быть сложной и неблагодарной задачей.

Источник.
https://skeptoid.com/episodes/4944
"Bullibility and the Cult of Wellness". By Brian Dunning/

Комментариев нет:

Отправить комментарий