Замена терминологии в теории ограничений.
Вызвана нестыковкой терминологии в теории ограничений и терминологии математической теории управляемых систем.
Глобальная цель, глобальная характеристика - это цель и характеристика системы, рассматриваемой как целое.
Локальная цель, локальная характеристика - это цель и характеристика подсистемы, не увязанная (не скоординированная по Месаровичу) с глобальной целью, с глобальной характеристикой.
Точно также мы можем рассматривать глобальную цель как точку в n-мерном пространстве, а глобальную характеристику - как функционал в n-мерном пространстве, который описывает эффективность достижения цели.
Локальная цель и локальная характеристика могут быть рассмотрены как элементы некоторого подпространства меньшей размерности. В этом случае мы можем говорить об операторе проектирования и о его обратном операторе.
Естественно, ввиду многозначности обратного оператора (обратного к оператору проектирования) мы всегда располагаем ситуацией не сводимости локальных целей и локальных характеристик к глобальным целям и к глобальным характеристикам.
Более сложный случай, когда локальная цель и локальная характеристика располагаются не во всем подпространстве, а на некотором множестве подпространства: гладком или не гладком, выпуклым или невыпуклым.
В математической теории управляемых систем, как правило, уже заданы самой постановкой задачей:
и фазовое пространство,
и динамика состояния систем,
и ограничения,
и зависимые переменные,
и независимые переменные,
и критерии .
Проблемная же ситуация - поиск решения, удовлетворяющего всем условиям задачи.
Условия же делятся на два класса: условия-ограничения и условия-критерии.
К условиям-ограничениям относятся
- уравнения, описывающие динамику системы,
- ограничения на определенные состояния системы (например, для воздушного судна ограничением является требование нахождения над, а не под поверхностью Земли),
- ограничения на значения управляющих переменных (например, тяга двигателя не беспредельна).
Условия-критерии описывают требования оптимальности. Например, мы можем выдвинуть требования перехода системы из начального в конечное состояние за минимальное время. Или наоборот, нас будет интересовать переход с минимальным расходом ресурсов.
Решения задачи может быть
- единственным
- не быть
- быть не единственным, вплоть до бесконечного множества решений.
Применить математическую теорию управляемых систем в бизнесе заманчиво.
Но вот проблема.
Нет постановки задачи!
Поэтому ее нужно сделать.
Вот над чем нужно думать.
И этот вопрос в теории ограничений (ТО) выведен в отдельный раздел.
А именно, теория ограничений учит - как думать!
Голдратт описывает некоторые процессы мышления и их применение.
Центральная концепция ТО - распознавание причин и следствий.
Один из инструментов - Диаграмма причин и следствий.
Впрочем, это уже распознанные причины и следствия.
Не факт, что правильные, но тем не менее, это значительно лучше, чем ничего.
Процессы мышления ТО дают нам серию шагов, которые связывают причины и следствия.
Естественно, для этого нужен весь наш опыт и наша интуиция.
Нужны для того, чтобы добыть знание.
Знание же отольется в ту самую динамическую модель бизнес-системы, для которой уже наготове математические методы.
Более того, зная, как следует думать, мы можем лучше понять мир вокруг нас.
Лучшее понимание открывает возможности развития и улучшения.
Впрочем, только возможности, которые еще нужно попытаться перевести в действительность.
Упреждая вопрос - к чему это все?
Изучение книжки с описанием "грозовых туч" и прочих образных названий привело к тому, что где-то к середине книги я потерял путеводную нить.
За обретением путеводной нити пришлось обратиться к надежным источникам - к математической теории оптимальных систем, к математической теории динамических систем, к исследованию операций.
И все стало на свои места.
Во всяком случае у меня.
Можно опять приступать к чтению вдохновляющих систем построения систем причинно-следственных связей.
Вызвана нестыковкой терминологии в теории ограничений и терминологии математической теории управляемых систем.
Глобальная цель, глобальная характеристика - это цель и характеристика системы, рассматриваемой как целое.
Локальная цель, локальная характеристика - это цель и характеристика подсистемы, не увязанная (не скоординированная по Месаровичу) с глобальной целью, с глобальной характеристикой.
Точно также мы можем рассматривать глобальную цель как точку в n-мерном пространстве, а глобальную характеристику - как функционал в n-мерном пространстве, который описывает эффективность достижения цели.
Локальная цель и локальная характеристика могут быть рассмотрены как элементы некоторого подпространства меньшей размерности. В этом случае мы можем говорить об операторе проектирования и о его обратном операторе.
Естественно, ввиду многозначности обратного оператора (обратного к оператору проектирования) мы всегда располагаем ситуацией не сводимости локальных целей и локальных характеристик к глобальным целям и к глобальным характеристикам.
Более сложный случай, когда локальная цель и локальная характеристика располагаются не во всем подпространстве, а на некотором множестве подпространства: гладком или не гладком, выпуклым или невыпуклым.
В математической теории управляемых систем, как правило, уже заданы самой постановкой задачей:
и фазовое пространство,
и динамика состояния систем,
и ограничения,
и зависимые переменные,
и независимые переменные,
и критерии .
Проблемная же ситуация - поиск решения, удовлетворяющего всем условиям задачи.
Условия же делятся на два класса: условия-ограничения и условия-критерии.
К условиям-ограничениям относятся
- уравнения, описывающие динамику системы,
- ограничения на определенные состояния системы (например, для воздушного судна ограничением является требование нахождения над, а не под поверхностью Земли),
- ограничения на значения управляющих переменных (например, тяга двигателя не беспредельна).
Условия-критерии описывают требования оптимальности. Например, мы можем выдвинуть требования перехода системы из начального в конечное состояние за минимальное время. Или наоборот, нас будет интересовать переход с минимальным расходом ресурсов.
Решения задачи может быть
- единственным
- не быть
- быть не единственным, вплоть до бесконечного множества решений.
Применить математическую теорию управляемых систем в бизнесе заманчиво.
Но вот проблема.
Нет постановки задачи!
Поэтому ее нужно сделать.
Вот над чем нужно думать.
И этот вопрос в теории ограничений (ТО) выведен в отдельный раздел.
А именно, теория ограничений учит - как думать!
Голдратт описывает некоторые процессы мышления и их применение.
Центральная концепция ТО - распознавание причин и следствий.
Один из инструментов - Диаграмма причин и следствий.
Впрочем, это уже распознанные причины и следствия.
Не факт, что правильные, но тем не менее, это значительно лучше, чем ничего.
Процессы мышления ТО дают нам серию шагов, которые связывают причины и следствия.
Естественно, для этого нужен весь наш опыт и наша интуиция.
Нужны для того, чтобы добыть знание.
Знание же отольется в ту самую динамическую модель бизнес-системы, для которой уже наготове математические методы.
Более того, зная, как следует думать, мы можем лучше понять мир вокруг нас.
Лучшее понимание открывает возможности развития и улучшения.
Впрочем, только возможности, которые еще нужно попытаться перевести в действительность.
Упреждая вопрос - к чему это все?
Изучение книжки с описанием "грозовых туч" и прочих образных названий привело к тому, что где-то к середине книги я потерял путеводную нить.
За обретением путеводной нити пришлось обратиться к надежным источникам - к математической теории оптимальных систем, к математической теории динамических систем, к исследованию операций.
И все стало на свои места.
Во всяком случае у меня.
Можно опять приступать к чтению вдохновляющих систем построения систем причинно-следственных связей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий