вторник, 21 января 2014 г.

Бизнес и ценности

Еще раз две большие разницы! 

бизнес - как легитимная алчность 

и 
жизнь - как все остальное, кроме алчности.


Движение фирмы от целей к ценностям в управлении выглядит очень "по-русски", отвечает духу миссионерства, присущей русскому этносу, но нужно ли это бизнесу?

С точки зрения математики категория "ценности", отличная от цены, не имеет должной формализации, если не сказать более - не имеет вообще формализации. Отсутствие формализации лишает возможности применить аппарат теории управления для описания объекта управления и системы управления.

Тем не менее...
...ценности, как продукт культуры, это ОГРАНИЧЕНИЯ.

Сама культура это некоторая совокупность ограничений. Если поскрести любую "культурную вещь", то окажется, что в основе лежит запрет. А ценность на поверку оказывается зеркальным отражением запрета.

Если ценность понимается как ограничение, то цель предприятия применительно ценностям имеет отношение-вопрос - "достижима ли цель с учетом ограничений?".

Продолжим эту аналогию.
Судьба предприятия - это траектория в некотором условном фазовом пространстве состояний предприятия. Судьба-траектория может пересекать ограничения, то есть "попирать" ценности. Или не пересекать.
Некоторые "пересечения" контролирует государство, в России, например, с помощью ФАС. Скажем так, ценовой сговор, демпинг, сравнительная реклама..

Но нужно ли бизнесу следовать ценностям, кроме одной единственной ценности - прибыли? Ведь бизнес аморален по определению денег.
Нет ли тут обычного лицедейства: театр есть театр и все должны делать вид?

Бизнес всегда плюет на ценности в зависимости от нормы прибыли на вложенный капитал. Это в свое время подметил Д.Даннинг, повторил К.Маркс и В.И.Ленин и этот факт получил разработку в трудах экономистов. Современная экономическая наука предлагает регулировать нарушение ценностей (а именно их называют экстерналиями) с помощью налогов, пошлин, административного и уголовного преследования.

Не все экстерналии удается своевременно описать и установить штрафные санкции.
Например, когда американцы открыли второй фронт во Второй мировой войне, они с удивлением обнаружили, что немцы все передвигались на Фордах. Круппу поставляли железо американские компании в течение всей войны.
И сейчас американцы в лице фастфудов не парятся и кормят свою нацию гамбургерами и кока-колой, рекомендуя подавать к жирной еде холодные напитки, так как это снижает насыщение и заставляет потребителя брать больше.
В любой отрасли, у более менее приличного маркетолога вы найдете массу рецептов игнорирования некоторых ценностей в угоду прибыли. Более того, например, в рамках технологии "домика качества" при разработке нового продукта намеренно снижается качество продукта. А качество, заметьте, это ценность!
И т.д.

P.S. Особенно замечательно выглядят ценности в условиях кризиса. Когда фирма, тыкая пальцем на кризис, разрабатывает программу сокращения издержек и выкидывает 25% персонала на улицу, закрывает градообразующие предприятия, и еще выплачивает повышенные бонусы топ-менеджерам за превышение плановых показателей по сокращению.

Вот такие ценности бизнеса.
Эти картинки неплохо описаны американскими писателями...
Например, "Над пропастью во ржи".
После прочтения как-то не пишется о ценностях в бизнесе.

***

Ограничения это не только барьер - дальше типа нельзя. Ограничения бывают и в виде неравенств с нечетко заданными границами. То есть как бы области допустимых значений. Нормы, образцы, примеры поведения - это такие области желаемого поведения с нечеткими границами, но если задуматься - то же ограничения, но не жесткие, а мягкие (или нечеткие). А нечеткость обозначается таким чудесным словом как "толерантность".

Да и зачем культура, если нет ограничений?

Особенно "Свобода - это осознанная необходимость!"
Прекрасно выраженное ограничение допустимых перемещений.
Особенно в части - "осознанная"!
Осознанная необходимость служить корпоративным целям.
В этом плане управление по ценностям невероятно ценно само по себе (без сарказма).
Но достижимо ли такое состояние в принципе и правильные ли сами по себе корпоративные цели?
И кто, что за люди, устанавливают эти цели?
Они духовные лидеры?
Или просто лидеры, одержимые маккивиализмом и жаждой власти?

***

Согласно словарям.
Ценности бывают разного рода: человеческие, социальные, философские, духовные и т.д.
То есть у ценностей есть своеобразная "предметность".
А самая ценность это не более чем важность.

Согласно словарям, ценность это абстрактное понятие, которое обобщает значения важности для разной предметности. И чтобы рассматривать предмет, следует уточнить - какой набор возможных значений может принимать рассматриваемая ценность.

Например, ценность может оцениваться в плане добра или зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого, наконец, в плане денег и богатства. И так далее...

Но зачем придумывать какие-то особые ценности для организации, если они и так есть в финансовых отчетах, в стоимости акций, наконец в KPI.

И как в ценностях типа "миссия" отражается НРАВСТВЕННОСТЬ - и как нравственность отразить в сбалансированной системе показателей.
Что это - нравственность организации?
"Харасмент" одной организации по отношению к другой организации - это нравственно? (сделки M&A некоторого типа)

...беда с этими ценностями...
Звучит благородно, а в бизнес-практике получается как безнравственное вымогательство денег у организации, у которой потом денег не останется на внедрение KPI, ВSС и других ХРЯ.
Или на разработку нового продукта...

***

Цитата
Ростовщичество - отдача капитала в ссуду за непомерно высокое вознаграждение, используя тяжелые условия заемщика.
На Руси считалось серьезным преступлением против заветов Господа Бога. В древности среди русских — ростовщиков почти не было, занимались ростовщичеством в основном пришлые люди, что зачастую кончалось для них плачевно. Нетрудовой, паразитический характер такого ростовщического дохода вызывал широкий протест. Так, весной 1113 в Киеве разразилось народное восстание, во время которого были разгромлены дома евреев-ростовщиков, взимавших огромные проценты, а также занимавшихся скупкой и перепродажей по спекулятивным ценам продуктов широкого потребления. После этого восстания Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год), и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде. По сути дела, ростовщичество как паразитическое предпринимательство было запрещено и всячески осуждалось. Среди русских бытовало презрительное отношение к ростовщикам, которых в народе прозвали “христопродавцами, жидами, гиенами немилосердными” (В. И. Даль). Такое отношение к ростовщичеству русский народ и государство пронесли через всю свою историю.
Даже в Уголовном Уложении Российской империи (1903) ростовщичество считается преступлением. В нем приводятся следующие признаки ростовщических сделок:
1) если заемщик вынужден своими известными заимодавцу стеснительными обстоятельствами принять крайне тягостные условия ссуды;
2) сокрытие чрезмерности роста включением его в капитальную сумму под видом неустойки, платы за хранение;
3) ссуда в виде промысла на чрезмерно обременительных условиях “сельским обывателям” за вознаграждение частью хлебом, а также скупка хлеба у крестьян по несоразмерно низкой цене при заведомо тяжелых обстоятельствах продавца (этим обычно занимались еврейские факторы).
Согласно закону, чрезмерным признавался рост выше 12% годовых. Ростовщики, чья вина была доказана, наказывались тюрьмой или исправительным домом.
О. Платонов
А теперь парадокс!

Общепринятой ценностью бизнеса сегодня являются максимальный рост благосостояния акционера.
И это благосостояние выражается либо показателем NPV, либо EVA.
Бывают еще производные от этих показателей показатели.
Но все эти показатели для расчета используют формула НАЧИСЛЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРОЦЕНТОВ.
Что ничем не отличается от сути РОСТОВЩИЧЕСТВА.

Так о каких ценностях в управлении бизнеса мы ведем речь?

Комментариев нет:

Отправить комментарий