воскресенье, 16 февраля 2014 г.

Конкурентная стратегия

Конкурентная стратегия обозначена множеством А:



Область А формируется на пересечении:
1. Что ищет покупатель?
2. Что предлагает компания?
3. Что предлагают конкуренты?

Что примечательно!

У профессора Joe Urbany круги пересекаются!
Представьте, что они могут не пересекаться, на самом деле.
Конечно, в планах и в воображении они пересекаются и даже все верят, что пересекаются.
А на самом деле - не пересекаются!

Возникает повод для диагностики по числу возможных пересечений:
1 - пустое пересечение
2 - пересечение между компаниями, но не покупателем
3 и 4 - пересечение между компаниями и пересечение круга покупателя и круга одной из компаний
5 и 6 - пересечение между покупателем и только одно компании

Среди этих 6 ситуаций, в дополнение к седьмой, которая на самом деле первая, имеются вполне КОНКУРЕНТНЫЕ ситуации.

Можно сказать, что неустойчиво конкурентные.
Может быть, может быть...
Если бы самая первая конкурентная ситуация была бы устойчивая!
Видите ли, и конкуренты не дремлют, и у покупателей изменяются потребности, вкусы.
И мода меняется в некоторых сегментах рынка.

В ситуации "пустого пересечения" по-моему мнению можно рассматривать в качестве конкурентной стратегии сведение предложения компании и потребности клиента. Это укладывается в концепцию голубого океана и наступательного маркетинга, формирующего новые потребности:








Данное качественное описание можно формализовать с помощью теории множеств.
Введем следующие множества:
А - множество предложений нашей компании.
С - множество потребностей компании.
Х - множество предложений конкурентов.

С помощью операций пересечения и разности множеств мы можем описать подмножества, образующиеся в результате взаимодействия предложений и потребностей.

Введем индексы для идентификации пересечений в соответствии со следующей схемой индексов:



Теперь мы можем описать пересечения с помощью формализма, принятого в теории множеств.

 

Дадим интерпретацию переменных.
Примерную интерпретацию.
Расширенная интерпретация гораздо интереснее, но не буду загромождать математическую формализацию.


Примечание. Может показаться на первый взгляд, что подмножества с нулевым индексом - это всегда плохо. Но для нового продукта такое может иметь место и в динамике, после того, как продукт будет выведен на рынок и потребитель поймет новые перспективы, продукт покинет это сектор за счет того измениться само множество С.

Введем функцию меры множеств - mes(). Аргумент функции - множество, значение функции - число. Тем самым mes(A) выражает собой экстенсионал множества А.
Функция меры и отвечающая функции меры метрика позволяют перейти к количественным оценкам вариантов конкурентных стратегий.

В частности,
mes(A) - количественная оценка предложения нашей компании,
mes(C) - количественная оценка потребности
mes(X) - количественная оценка предложения конкурентов.

Имея количественные оценки, уже можно сформулировать постановки задач оптимизации в деле выбора конкурентной стратегии.
Правда, данные задачи многокритериальные.

Например, уместна следующая постановка задачи:


Критерии в данной постановке "местами" конкурируют друг с другом и разбор множеств взаимодополняемости и конкурентности критериев сам по себе также интересен.
И, заметьте, возможно описывает все бизнес-ситуации, а также может служить абстрактным конструктом для бизнес-кейсов.

Хотя, в постановках задач отсутствует "игровая" составляющая.
То есть, постановки задач должны учитывать поведения конкурентов.
И это еще более делает интересной задачу анализа. В самом деле, теория игр нам предоставляет четыре группы критериев: минимаксный, максиминный (он же - критерий Ваальда), Гурвица, Сэвиджа. Ну, можно еще Лапласа.

Вот вроде бы и все.
Казалось бы, все примитивно - ССС - company, client, competitors.
Но нет.
Очень неплохо можно поработать с прикладной математикой.
Замечу, много и экономической работы.
В самом деле, мы ввели функцию меры множеств, но не уточняли ее.
А между, это возможно целый набор мер!
В самом деле, мы можем измерять стратегии деньгами, натуральными показателями, потребительскими свойства (в экономической теории они называются "адресами" для продукции и "вкусами" для потребностей), полезностями, лайками. И в этом не будет никаких натяжек, так реальная экономическая жизнь будет намного богаче.

Вот такая программа научного исследования конкурентных стратегий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий