Пригожин Аркадий Ильич, Из материалов конференции "Практические способы достижения целей бизнеса"
Современные исследователи выделяют следующие ошибки, допускаемые менеджерами при принятии управленческого решения:
1. Естественные (неизбежные) ошибки
- в прогнозах тенденций на рынке, возможных действий конкурентов, спроса и т.п.;
- в оценках ситуации в организации, качества продукции, способностей работников и т.д.;
- непредвиденные, но в принципе предвидимые события, последствия собственных действий и т.д.
2. Предубеждения
- неприятие перехода от модели управления "приказ-исполнение" к модели управления "согласование интересов";
- неприязнь к поведенческим технологиям, например, к использованию правил, методик для проведения коммерческих переговоров, командной работы, разрешения конфликтов и т.п.;
- "ерунда все, что нельзя посчитать" - предубеждение против качественных методов стимулирования, оценки работников и т.д.;
- отношение к работе над стратегией как к занятию абсолютно непрактичному;
- заниженная оценка реального потенциала работников;
- боязнь делегировать ответственность своим подчиненным.
3. Незнания
- закономерностей смены стадий развития организаций;
- методов формулирования должностных функций;
- современных мотивационных систем;
- методов анализа ситуаций;
- управленческих технологий.
4. Неумения
- формулировать цели своей фирмы;
- доводить общефирменные цели до целей подразделений и работников;
- просчитывать свои решения на реализуемость;
- планировать многовариантно;
- обеспечивать фактическое выполнение решений;
- использовать индивидуальные особенности работников.
5. Дисфункциональные склонности
- к самоцентризму, т.е. стягиванию максимума решений и проблем организации на себя;
- демотивирующий стиль руководства, т.е. упор на подчеркивание упущений работников, а не на оценку их достижений;
- "информационная алчность" - стремление знать и контролировать в организации все;
- дублирование порядка, когда руководители выдают задания, повторяющие должностные инструкции, положения об отделах и т.д.;
- склонность давать задания, устраивать разбирательства "через голову" подчиненных руководителей;
- перегрузка лучших работников по принципу "грузить на того, кто везет";
- привычка назначать нереальные, т.н. "мобилизационные" сроки выполнения заданий;
- поспешность в выдаче заданий, от чего у подчиненных возникает установка: "не торопись выполнять - скоро отменят";
- необязательность на слово, пренебрежение своими обязательствами и обещаниями, что разрушает репутацию руководителя - его ценнейший капитал;
- склонность поддаваться манипулированию со стороны подчинённых;
- эмоциональное подавление подчинённых: силой голоса, грубостью, нетерпимым тоном, что ведёт к большим управленческим потерям (снижение инициативы сотрудников, имитация их согласия, сокрытие информации и собственных мнений).
6. Управленческие иллюзии
- вера в непогрешимость своих решений, убежденность в том, что главные причины сбоев в управлении - низкая исполнительская дисциплина, внешние обстоятельства, а не собственные просчеты;
- культ материального стимулирования, сведение всей мотивации к доплатам, премиям, бонусам, нежелание "включать" более сложную мотивацию персонала;
- склонность видеть причины своих трудностей прежде всего во вне, а не внутри организации;
- преувеличение фактора лояльности ближайших сотрудников при их подборе и оценке и т.д.;
- склонность рассматривать достигнутое благополучие как постоянное, самоуспокоение, игнорирование возможных угроз.
7. Короткий список
Современные исследователи выделяют следующие ошибки, допускаемые менеджерами при принятии управленческого решения:
- узкое понимание ситуации и неумышленное игнорирование важных аспектов;
- отсутствие ясности относительно цели или незаметная подмена цели одним из конкретных вариантов ее достижения либо скрытой целью;
- принятие первой многообещающей идеи и поверхностное отношение к другим, возможно, более перспективным вариантам;
- отсутствие детального анализа последствий определенных программ действий (плана исполнения решения);
- выбор на основе тривиальных или нерелевантных (не имеющих отношения к делу) критериев;
- «эффект якоря», когда руководитель сосредотачивает свое внимание на исходной информации и не может адекватно использовать «более свежую» информацию, которая поступает позднее;
- «эффект обрамления», когда руководитель выбирает и подчеркивает определенные аспекты ситуации, завышая их существенность и пренебрегая другими;
- «эффект репрезентации», когда руководитель оценивает наступление того или иного события или последствия решения, исходя из того, насколько оно похоже на события, с которыми он уже сталкивался;
- утрата чувства реальности
Комментариев нет:
Отправить комментарий