пятница, 4 декабря 2015 г.

6 принципов стратегического позиционирования.

Стратегическое позиционирование - это должно быть "обычным" или чем то отличаться?
У Г.Портера оно должно быть "distinctive". Отличительным.
От чего? 
От других? 
Или?
Чтобы отличаться?

Попробуем посмотреть на шесть принципов стратегического позиционирования и понять, что же сопутствуют distinctive стратегическому позиционированию.

1. Первый принцип - возврат инвестиций, устойчивая прибыльность в долгосрочном плане. Позиционирование должно основываться на устойчивой генерации прибыли, А точнее, на устойчивом росте добавленной экономической стоимости. А это возможно, если клиенты готовы платить цену, превышающую себестоимость. Прибыль - это правильная цель, цель, сформулированная в терминах доли рынка, объема рынка может привести к плохой стратегии.

Исходя из первого принципа стратегическое позиционирование должно иметь в своей основе хорошую стратегию, качество которой измеряется прибылью и рентабельностью инвестиций в долгосрочном (скажем, 100 лет) плане.

2. Второй принцип. Стратегия - это квест (поиск) самого лучшего. Самого лучшего по отношению к конкурентам. Самого лучшего для клиентов. Стратегия должна определить способ, которым будет получено уникальное. Пусть не везде, пусть только тут, пусть только для определенного круга потребителей, пусть только в ограниченном наборе продуктов и услуг, но уникальное.

Исходя из второго принципа стратегическое позиционирование должно иметь своей целью создание "уникальности" (в силу первого принципа оно обязано генерировать прибыль).

3. Третий принцип. Стратегия  обязательном порядке преобразовывает цепочку создания ценности. Нельзя просто адаптировать или внедрить лучшие практики в закупках, производстве, логистике, продажах и маркетинге. Все должно быть "подогнано" и подчинено созданию "уникального ценностного предложения". (У маркетологов используется УТП. Для стратегии этого мало, должно быть VALUE).

М.Портер отмечает, что нужно работать "отличным от конкурентов способом". Наверное, это все таки не обязательно с точки зрения целеуказания. Целеуказание должно быть ориентирование на "уникальную ценность". Все остальные отличия - это просто следствие того, что цепочка способная генерировать уникальное ценностное предложение, способное генерировать прибыль.

4. Четвертый принцип. Устойчивые стратегии подразумевают "компромиссы". Точнее - самоограничения. Компания должна отказаться от чего, если не от многого. Исключить все, что не вносит свой вклад в создание уникального ценностного предложения.

Что важнее - устойчивость или самоограничение? Или самоограничение во имя достижения устойчивости. Думая - важно создавать РЕЗЕРВЫ для повышения шансов в деле создания уникальной ценности.

5. Пятый принцип. Взаимосвязанность всех элементов. Все элементы должны усиливать друг друга. Должна быть обеспечена взаимосвязанность, исключающая возможность копирования конкурентами отдельных элементов для достижения того же эффекта.

Такая взаимосвязь может определена как ЦЕЛОСТНОСТЬ. Целостность которая математически описана полным графом связи элементов каждого с каждым и со всеми. И связи должны обеспечивать то, что иногда называется "синергией" или "эмерджентностью". Но этого мало. Нужно не просто синергия, нужно целостность!


6. Шестой принцип. Непрерывность усилий. Постоянство на пути к цели. В итоге - непрерывность направления, преемственность направления. "Периодический" пересмотр стратегии под эгидой "переосмысления" ценности или компромиссы, уничтожающие уникальность - признак плохого стратегического мышления. Непрерывное совершенствование необходимо, но оно должно направляться стратегическим направлением.


Все можно поменять, кроме намерения. Если намерения "изменились", следует признать провал предыдущего стратегического планирования.

Первоисточник шести принципов стратегического позиционирования M.E. Porter, “What Is Strategy?” (HBR November– December 1996).
***

Шесть принципов можно очень кратко обозначить так:

  1. Прибыль.
  2. Уникальность.
  3. Ценность ценности.
  4. Устойчивость, резервы.
  5. Полная взаимосвязанность, целостность.
  6. Непрерывность намерения.
Это какая экстремальность. 
Много таких фирм, которые могут так позиционироваться?
Зачем естественным и "неестественным" монополиям такая эксклюзивность?
Какая доля ВВП приходится на исключительные с точки зрения шести принципов стратегического позиционирования фирмы?
Или 80% ВВП делают далеко не эксклюзивные и далеко не искушенные в стратегическом плане фирмы?

С моей точки зрения - нет в 6 принципах ни одного главного.
Смысла, что ли...

Комментариев нет:

Отправить комментарий