суббота, 17 июня 2017 г.

О цене и ценообразовании

Типичные ошибки ценообразования:
  • ценообразование, слишком зависимое от затрат;
  • цены не пересматриваются в связи с изменением ситуации на рынке;
  • ценообразование не учитывает других элементов маркетингового комплекса;
  • цены не изменяются в зависимости от свойств различных товаров, сегментов рынка и ситуаций покупки.
Компания сама устанавливает конечную отпускную цену в том случае, если:
  • непосредственно продает свои товары или услуги конечным потребителям или пользователям (компании – поставщики электроэнергии, воды, газа, телефонные компании, банки и т.п.);
  • имеет право предписывать своим дистрибьюторам конечную отпускную цену. Другими словами, компания-производитель продает продукцию конечным покупателям не напрямую, а при посредничестве дистрибьюторских компаний, но у нее есть право устанавливать цену, по которой эти посредники будут продавать товар конечным покупателям; это называется предписанной ценой (иногда ее также называют рекомендованной ценой). Подобные приемы и их нормативная база варьируются в зависимости от рынка.
Влияние цены на объем продаж обусловлено взаимодействием трех различных механизмов:
  • экономического эффекта препятствия покупке;
  • психологического эффекта имиджа;
  • отношения дистрибьюторов к товару.
Пересечение кривых "дорого" и "дешево" дает точку безразличия (IDPP – indifference price point). Это цена, которую считает приемлемой наибольшее количество потребителей.
Пересечение кривых "слишком дорого" и "слишком дешево" дает точку оптимальной цены (OPP – optimum price point). Это цена, при которой наименьшее количество людей отвергает продукт из-за его слишком высокой или слишком низкой цены.
Точка пересечения кривых "слишком дешево" и "не дешево" дает предельную дешевизну (PMC – point of marginal cheapness). При более низкой цене доля покупателей, отказывающихся от покупки товара из-за вызывающей сомнение в его качестве цены, начинает стремительно увеличиваться.
Пересечение "слишком дорого" и "не дорого" дает точку предельной дороговизны (PME – point of marginal expensiveness). При более высокой цене существенно возрастает доля покупателей, отказывающихся от покупки товара из-за слишком высокой цены.

Комплексный метод ценообразования состоит из четырех этапов.
  • Формулирование целей и их расположение в порядке приоритетности.
  • Определение «вилки» возможных цен с учетом основных требований.
  • Составление и оценка нескольких вариантов (сценариев) ценовой политики в пределах «вилки».
  • Вторичное урегулирование: психологические цены.
Ценовая политика должна учитывать, как правило, три вида целей:
  • имиджевые цели, которые заключаются в ценовом выражении позиционирования товара;
  • цели достижения заданного объема, которые могут быть сформулированы в количестве продаваемых единиц, показателях товарооборота или доле рынка;
  • цели рентабельности, которые могут быть выражены в валовой марже, вкладе в коммерческий результат компании или прибыли;
В некоторых случаях необходимо учитывать цели в отношении ассортимента товаров, состоящих в повышении продаж каких-либо других товаров, входящих в ассортимент. Как правило, «вилку цен» определяют с учетом четырех требований.
  • Требования по издержкам.
  • Требования конкуренции и ассортимента.
  • Требования приемлемости для потенциальных потребителей.
  • Требования международной ценовой гармонизации (при необходимости).
В краткосрочный или среднесрочный период приоритетной целью является достижение объема продаж. Это происходит в следующих случаях:
  • когда компания хочет поддержать полную занятость персонала или полную загруженность своих производственных мощностей;
  • когда производственные издержки значительно уменьшаются в зависимости от объема производства;
  • когда производительность, стабильность или рентабельность компании в долгосрочном периоде в значительной степени зависят от ее доли рынка.
Существует семь стратегий корректирования цен.
  • Установление цен со скидками и зачетами.
  • Установление дискриминационных цен.
  • Установление цен с учетом психологии покупателя.
  • Установление цен для стимулирования сбыта.
  • Установление цен, ориентированных на потребительскую ценность.
  • Установление цен по географическому принципу.
  • Установление цен, ориентированных на международные рынки.
Подобное ценовое корректирование, называемое скидками и зачетами, может выступать в нескольких формах.
  • Скидки в зависимости от способа доставки и расстояния.
  • Скидки на количество приобретаемого товара.
  • Скидки при досрочной оплате.
  • Скидки за предоставляемые покупателем услуги.
  • Изменения цены в зависимости от момента покупки.
  • Скидки социального характера.
  • Временные скидки при продвижении товара.
Yield management основывается на четырех принципах.
  • Предугадывать.
  • Сегментировать.
  • Сообщать.
  • Не провоцировать недовольство покупателей, которые платят разные суммы за одну и ту же базовую услугу.
Для того чтобы стратегия установления дискриминационных цен была действительно эффективной, необходимо наличие ряда определенных условий.
·         Во-первых, рынок должен поддаваться сегментированию, а соответствующие сегменты должны отличаться уровнем спроса.
·         Во-вторых, потребители, принадлежащие к сегменту, для которого установлена более низкая цена, не должны иметь возможности перепродавать товар в сегменте, где он предлагается по более высокой цене.
·         В-третьих, конкуренты не должны располагать возможностью продавать товар дешевле в сегменте, в котором компания предлагает его по более высокой цене.
·         В-четвертых, издержки, связанные с сегментированием рынка и наблюдением за ним, не должны превышать дополнительного дохода, получаемого вследствие разницы в ценах товара или услуги в различных сегментах.
·         В-пятых, установление дискриминационных цен не должно вызывать у потребителей чувства обиды и неприязни.
·         И наконец, дискриминационные цены должны устанавливаться в рамках закона.

Посмотрим на проблему с другой стороны и зададимся вопросом: как следует компании реагировать на изменение цен, предпринятое конкурентом? Для этого следует ответить на ряд вопросов.
  • С какой целью конкурент изменил цену – для завоевания большей доли рынка, для использования недогруженных производственных мощностей, приведения цены в соответствие с издержками или для того, чтобы положить начало изменению цен в отрасли в целом?
  • Носит ли изменение цен временный или постоянный характер?
  • Что произойдет с долей рынка компании и ее доходами, если она не примет ответных мер?
  • Собираются ли принимать ответные меры другие компании?
  • Как могут отреагировать конкурент и другие компании на каждую из возможных ответных мер компании?
Перед компанией, планирующей разработку нового товара-имитатора, возникает проблема его позиционирования. Компания должна принять решение о позиционировании товара относительно товаров, производимых конкурентами, по показателям качества и цены. В таком случае возможны четыре стратегии позиционирования.


·         При использовании первой из них – стратегии премиальных наценок – компания производит высококачественный товар и назначает самую высокую цену.
·         Полной противоположностью этой стратегии является стратегия экономии – производство товара невысокого качества и соответственно продажа его по низкой цене.
·         Стратегия повышенной ценностной значимости – это один из атакующих приемов, направленный против конкурентов, использующих стратегию премиальных наценок. При использовании стратегии завышенной цены компания завышает цену на товар по отношению к его качеству.
·         Стратегия «снятия сливок» (market-skimming pricing) для нового продукта. Подобная политика возможна, когда инновация значительна в плане дифференциации по сравнению с конкурентами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий