среда, 21 июня 2017 г.

Состояние творчества

Сейчас популярная тема "Design thinking".
Если это творчество, это одно.
Если креативность - это другое.

Креативность - это "подобие творчества". Да, продуктом креативность является "иное". И это главное. И это "иное" должно нравится заранее определенной категории. Категории пользователь, категории покупателей, категории потребителей.

Такое маркетинговое "иное". Поэтому оно выглядит искусственным и не совсем творческим. Удобным - да. Полезным - да. Иным - да. Но не принципиально новым.
И уж точно не таким, какое может быть оценено только потомками и отвергнуто современниками.

Новое иное, творческое иное рождается не по заказу.
Оно рождается В особом творческом состоянии.
Будет это творческое состояние, прилетит ли муза, как говаривали древние греки - будет творческое иное.
Иначе нет.

Какое это творческое состояние, когда рождаются шедевры. Оно описаны А.Маслоу. Новые рубежи человеческой природы.

Процесс творчества состоит из первичной и вторичной креативности.

Первичная креативность соответствует фазе вдохновения, а вторичная — фазе разработки.

Вторичная креативность требует не только творческой способности как таковой, но во многом опирается также на простую тяжелую работу, на дисциплину художника, тратящего порой полжизни на овладение инструментами, умениями, материалами, пока он, наконец, не сумеет полно выразить то, что видит. Я уверен, что очень многие люди просыпаются среди ночи, полные вдохновения по поводу романа, который они напишут, или поэмы, или пьесы, или еще чего-либо. Однако большинство этих актов вдохновения так ни к чему и не приводит. В этом смысле вдохновению грош цена. Между вдохновением и конечным продуктом, например "Войной и миром" Л.Толстого, лежит ужасающее количество тяжелой работы, дисциплины, тренировки, упражнений, практики, повторений, выбрасывания первых черновиков и т.д. Вторичная креативность, находящая выражение в реальных продуктах, в том числе в великих произведениях живописи, в великих романах, в мостах, в изобретениях, в той же мере, что и на творческих данных личности, основывается на других добродетелях: упорстве, терпении и тяжелой работе.

Каково же состояние творчества в фазе первичной креативности?

Ниже приводится характеристика А. Маслоу.

Творчество описывается состоянием "здесь-и-теперь". В порыве творчества человек находится в настоящем, но не в прошлом, не в будущем.

Вот некоторые характеристики состояния "здесь-и-теперь".

  • Отказ от прошлого. Наилучший способ посмотреть на существующую проблему — это отдать ей все, что у вас есть, изучать именно ее и ее природу, воспринимать связи, существующие внутри нее, открывать (а не изобретать) ответ на вопрос, касающийся этой проблемы, изнутри самой проблемы. 
  • Отказ от будущего. Часто мы используем настоящее не ради него самого, а как подготовку к будущему. Подумайте, как часто в беседе мы показываем своим видом, что слушаем собеседника, но при этом втайне готовим свое высказывание, планируем и мысленно проговариваем его. 
  • Невинность. Это свойство описывают как открытость по отношению к ситуации, простодушие, отсутствие априорных ожиданий, различных "должно" и "следует", пренебрежение модой, пристрастиями, догмами, привычками и другими мысленными образцами того, что является подходящим, нормальным, "правильным", готовность принять то, что случится, без удивления, шока, возмущения или отказа.
  • Сужение сознания. В описываемом состоянии мы гораздо меньше осознаем все остальное, помимо предмета нашего внимания, меньше отвлекаемся. Одним словом, в рассматриваемые моменты мы становимся свободнее от влияния других людей. Это означает сбрасывание масок, отказ от усилий, направленных на то, чтобы влиять, производить впечатление, нравиться, быть любимым, завоевывать аплодисменты. Можно сказать так: если нет аудитории, перед которой требуется играть, то мы перестаем быть актерами. 
  • Утрата эго, самозабвение. Когда вы полностью поглощены чем-то иным, вы склонны меньше сознавать себя, меньше следить за собой в качестве наблюдателя или критика. Это означает также: меньше критики и редактирования, меньше оценок, отбора, отказов, меньше суждений и взвешиваний, меньше расчленения и анализа опыта. 
  • Тормозящая сила сознания. В некотором смысле сознание (особенно самосознание) временами каким-то образом оказывает подавляющее, тормозящее действие. Оно иногда служит источником сомнений, конфликтов, страхов и т.п. И оно иногда создает помехи для полноценной креативности, подавляя спонтанность и экспрессию.
  • Исчезновение страхов. В течение какого-то времени мы мужественны и уверены в себе, лишены страха, тревог, неврозов, болезней.
  • Ослабление защит и тормозов. Тенденцию к исчезновению обнаруживают и наши тормозящие механизмы. Это касается нашей осторожности, наших защит (во фрейдистском смысле), контроля над импульсами и защит от опасностей и угроз.
  • Сила и мужество. Творческая установка требует мужества и силы, и в большинстве исследований творческих личностей упоминаются эти качества в том или ином их варианте: упорство, независимость, самодостаточность, своего рода высокомерие, сила характера, сила Я и т.п.; соображения популярности отходят на задний план. 
  • Принятие: положительная установка. В моменты погружения в "здесь-и-теперь" и самозабвенности мы склонны быть "положительное" и в ином смысле, а именно, отказываться от критики того, с чем мы сталкиваемся (его редактирования, отбора, коррекции, улучшения, отбрасывания, оценивания, проявления по отношению к нему скепсиса и сомнения). Иначе говоря, мы его принимаем, вместо того чтобы отвергать или отбирать. Отсутствие преград в отношении к предмету внимания означает, что мы как бы позволяем ему изливаться на нас. Мы позволяем ему идти своим путем, быть собой.
  • Доверие в противовес упорству, контролированию, борьбе. ...предполагает некое доверие к себе и к миру, позволяющее временно отказаться от напряжения и борьбы, волнения и контроля, сознательного приспособления и сознательных усилий. Решение позволить себе руководствоваться внутренней природой предмета, находящегося "здесь-и-теперь", необходимо предполагает релаксацию, ожидание, прием. Обычные усилия, направленные на овладение, господство и контроль, противоречат подлинному согласию с материалом (или с проблемой, с человеком и т.д.), равно как его правильному восприятию. Мы должны доверять нашей способности импровизировать, когда в будущем придется столкнуться с чем-то новым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий