Основные термины игры при моделировании и разрешении конфликта.
Игра — это конфликтная ситуация, в которой ни один из участников не имеет полного контроля над развитием событий. Планы каждой конфликтующей стороны могут быть разрушены действиями других участников конфликта.
Основная задача игры - рациональное планирование действий с учетом возможных контрдействий участников игры.
Предметом игры могут выступать ситуации, в которых есть несколько (два и более) субъектов, сознающих, что их действия влияют на поведение других субъектов. Интересы субъектов могут быть как противоположными, так и просто несовпадающими.
Основными элементами игры являются:
Целями деловых игр являются:
Ключевые принципы игрового подхода при разрешении конфликта:
Принцип рациональности игры заключается в выборе лучшего из худшего, что оставляет рациональный противник. Отсюда, единственным мотивом действий всех участников конфликта (игроков) является максимизация своего выигрыша, минимизация своего проигрыша.
Полезность состоит в том, что для игры безразлично, что получают субъекты от игры: ощущение комфорта, деньги, власть, мирное соглашение или радиоактивные осадки. Игроки могут получать выгоду в разных единицах измерения. Считается, что чем выше полезность некоторого исхода для данного игрока, тем более предпочтителен исход для него. При этом одинаково предпочитаемые всеми участниками конфликта исходы принято определять точками равновесия, их полезность — ценой данной игры.
Главное значение точек равновесия состоит в том, что они указывают набор возможных решений конфликта, моделируемого данной игрой.
Исходя из внутренних игровых критериев можно провести следующие классификации игр:
По видам платежей:
По количеству ходов:
Конфликт может обладать свойством динамичности, поэтому с течением времени меняются состав участников конфликта, перечень возможных ходов и набор их предпочтений. Если существует несколько временных точек, изменяющих структуру и динамику конфликта, то для каждой из них следует проводить отдельный игровой анализ.
Порой в игре одной из задач является выявление подлинных участников конфликта, что не всегда бывает очевидным. Тогда возможен расчет возможности исходов, основанный на рациональной обработке выявленных возможных действий и на субъективном анализе.
После чего следует выявить предпочтения игроков и упорядочить их от наиболее предпочтительного к наименее предпочтительному.
Данные термины были взяты из работы И. А. Ветренко. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.
Игра — это конфликтная ситуация, в которой ни один из участников не имеет полного контроля над развитием событий. Планы каждой конфликтующей стороны могут быть разрушены действиями других участников конфликта.
Основная задача игры - рациональное планирование действий с учетом возможных контрдействий участников игры.
Предметом игры могут выступать ситуации, в которых есть несколько (два и более) субъектов, сознающих, что их действия влияют на поведение других субъектов. Интересы субъектов могут быть как противоположными, так и просто несовпадающими.
Основными элементами игры являются:
- Игроки, т. е. участники конфликта. Игроков должно быть не менее двух, конфликт с одним участником принято называть игрой с природой.
- Целью каждого игрока является максимизация выгоды посредством выбора действий.
- Ходы (выборы) — действия, которые могут совершить или не совершить игроки по условиям игры для разрешения конфликта.
- Стратегии — наборы последовательности действий каждого игрока. Стратегии должны взаимно исключать друг друга и совместно исчерпывать множество всех возможных комбинаций действий участников конфликта.
- Исходы — результаты осуществления стратегий. Число исходов находится во взаимной зависимости от числа стратегий игроков.
- Предпочтения — упорядочивание каждым игроком исходов конфликтной ситуации в соответствии со своими интересами от наилучшего до наихудшего.
- Платежи — значение объективной и субъективной полезности, которыми обладают исходы для игроков. Платежи могут выражаться в самых разнообразных единицах.
Целями деловых игр являются:
- анализ и объяснение ситуаций в различных конфликтах;
- выработка рекомендаций касательно рационального поведения игроков;
- определение оптимальной стратегии выхода из конфликта.
Ключевые принципы игрового подхода при разрешении конфликта:
- рациональность;
- полезность.
Принцип рациональности игры заключается в выборе лучшего из худшего, что оставляет рациональный противник. Отсюда, единственным мотивом действий всех участников конфликта (игроков) является максимизация своего выигрыша, минимизация своего проигрыша.
Полезность состоит в том, что для игры безразлично, что получают субъекты от игры: ощущение комфорта, деньги, власть, мирное соглашение или радиоактивные осадки. Игроки могут получать выгоду в разных единицах измерения. Считается, что чем выше полезность некоторого исхода для данного игрока, тем более предпочтителен исход для него. При этом одинаково предпочитаемые всеми участниками конфликта исходы принято определять точками равновесия, их полезность — ценой данной игры.
Главное значение точек равновесия состоит в том, что они указывают набор возможных решений конфликта, моделируемого данной игрой.
Исходя из внутренних игровых критериев можно провести следующие классификации игр:
По видам платежей:
- некооперативные (невозможно достичь соглашения);
- игры двух лиц;
- антагонистические, с нулевой суммой (выигрыш одного игрока равен проигрышу другого);
- неантагонистические;
- игры с множеством лиц;
- кооперативные (возможно соглашение).
По количеству ходов:
- одноходовые;
- игры в нормальной форме;
- конечные;
- бесконечные.
Конфликт может обладать свойством динамичности, поэтому с течением времени меняются состав участников конфликта, перечень возможных ходов и набор их предпочтений. Если существует несколько временных точек, изменяющих структуру и динамику конфликта, то для каждой из них следует проводить отдельный игровой анализ.
Порой в игре одной из задач является выявление подлинных участников конфликта, что не всегда бывает очевидным. Тогда возможен расчет возможности исходов, основанный на рациональной обработке выявленных возможных действий и на субъективном анализе.
После чего следует выявить предпочтения игроков и упорядочить их от наиболее предпочтительного к наименее предпочтительному.
Данные термины были взяты из работы И. А. Ветренко. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий