Процесс самоанализа начинается с простых вещей и постепенно усложняется. Сначала мы осознаем, что не контролируем мир вокруг нас. Не я решаю, когда пойдет дождь. Затем мы понимаем, что не контролируем происходящее внутри нашего тела. Я не могу управлять своим кровяным давлением. После приходит понимание, что мы не властны даже над своим мозгом. Не я указываю нейронам, когда возбуждаться. И наконец, приходится признать: мы не контролируем не только свои желания, но и реакцию на эти желания.
Это понимание может сделать нас менее зацикленными на своем мнении и своих чувствах и более внимательными к другим, поможет лучше узнать себя. Некоторые считают, что если люди сознательно, по собственной воле откажутся от веры, то станут безразличными ко всему, забьются в угол и умрут от голода. На самом же деле отказ от этой иллюзии возбуждает глубокое любопытство. Пока вы отождествляете себя с мыслями и желаниями, возникающими в вашем мозгу, вам не нужно прилагать много усилий, чтобы познать себя. Вы думаете, что уже знаете, кто вы. Но как только вы осознаете: «Стоп, эти мысли – не я. Это просто биохимические колебания!» – то поймете, кто вы такой – или что такое. Это может стать началом самой волнующей исследовательской экспедиции, какую только способен предпринять человек.
Первый шаг в этом путешествии состоит в том, чтобы признать: «я» – это выдуманная история, которую постоянно сочиняют, дополняют и переписывают сложные механизмы моего мозга. В моем сознании есть рассказчик, который объясняет, кто я, откуда я, куда иду и что происходит прямо сейчас. Подобно провластному политологу, комментирующему последние события, внутренний рассказчик постоянно лукавит, но почти никогда (или вообще никогда) в этом не признается. И точно так же, как государство формирует национальный миф с помощью флагов, символов и парадов, наша внутренняя машина пропаганды создает персональный миф с помощью драгоценных воспоминаний и лелеемых травм, которые зачастую весьма далеки от истины.
Что такое реальность? Интересный вопрос.
Если полагать что мозг - нейронная сеть, не имеющая субстанции "душа", - то западный подход к изучению мышления, например, с помощью концепта нейронной сети, - изучает "внешность" по отношению к мозгу. И такое изучение внешнего мира очень хорошо представлено физикой.
Восточный подход иной. Он идет внутрь и изучает устройство нейронной сети, "отключая сенсоры". В ходе некоторых техник медитации задача - погасить передачу сигналов между слоями нейронной сети, с тем, чтобы обнулить состояния сети и тем самым попытаться "вычислить" устройство сети.
Есть и интересные техники, например, - психофизика. Обозначим эту технику как третий подход. Психофизика изучает "свойства" входа мозга и пытается понять - как свойства сенсоров (органов чувств) влияют на психику. В этом случае реальность - образ, размытая "проекция" реальности в психике.
Четвертый подход - шаманизм. Этот поход интересен тем, что шаманы "переконфигуриют" входы и слои сети и благодаря этому видят разные образы-проекции, отождествляя их с иными реальностями.
Стоит упомянуть роман Нила Стивенсона "Анафем". В примечаниях к Анафему упоминается "The End of Time: The Next Revolution in Our Understanding of the Universe". Julian Barbour обосновывает точку зрения - время существует как иллюзия. Одно из понятий - "конфигурационное пространство".
Грубо говоря - конфигурационное пространство - как бесконечно мерное топологическое пространство - содержит все конфигурации типа "физическое пространстов - время". И "время" - это проекция, которая определяет то самое физическое пространство, которое реализуется в точке нашего существования. Траектории же далее реализуются в соответствие с принципом наименьшего действия, условиями Гамильтона-Якоби, дифференциальные уравнения Максвелла и тому подобное, что составляет содержание физики макромира.
Возможно, все перечисленные подходы тем или иным способом работают с конфигурационным пространством, перемещая точку своего существования.
Интересно, что основной вопрос марксисткой философии - что первично? - в разрезе вопроса - "Что такое реальность" приобретает характер следствия. В зависимости от ответа на вопрос "Что такое реальность", возникает различное толкование первичности, и само понятие "первичности" теряет статус аксиомы и его нужно определять в виде соответствующих понятий и теорем.
Правда стоит отметить, что вопрос о реальности актуален в большей степени для людей умственного труда. Ухаживая за скотиной, выращивая хлеб, добывая пропитание охотой, занимаясь тяжелым физическим трудом (например, в шахтах или на каменоломнях), данный вопрос выглядит праздным, ибо реальность настолько реальна мышечной болью, что сомневаться в ее природе не приходится. В армии же, особенно в бою, этот вопрос становится смертельно опасным.
"...мы по своей природе таковы, что легко верим в то, на что надеемся, и с трудом верим в то, чего боимся, или судим об этом преувеличенно, или придаем ему менее значения, чем следует. Отсюда возникли суеверия, которым люди повсюду подвержены". Бенедикт Спиноза. Этика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий