"...логика определенного универсума является осмысленным понятием лишь в том случае, если в этом мире есть кому пускать ее в ход"
Мистика как канал связи.
Тезис: мистики в некоторых особых состояниях могут общаться с Богом.
Задача: изучить тексты, запечатлевшие мистический опыт с точки зрения содержащейся в их информации.
Не затрагиваются:
- Проблема трансцендентности Бога.
- Имманентные характеристики Бога, например, личность это или нет.
Следовательно, предметом анализа не является смысл мистических сочинений, а именно, их семантическое содержание. Семантическое содержание может быть сопоставлено с качественной стороной информации, а исследование должно касаться только количественно стороны "мистической" информации.
Таким образом, требуется определить количественный прирост информации в мистических текстах, отвлекаясь от ее содержания.
Аксиома (теории информации):
Таким образом, требуется определить количественный прирост информации в мистических текстах, отвлекаясь от ее содержания.
Аксиома (теории информации):
- установление связи с реальным источником информации (что соответствуют созданию коммуникационного канала) должно сопровождаться ростом количества информации на стороне адресата.
Человек, как конечное существо, не может усвоить бесконечное количество информации. Но может и должен предъявить некоторый (небольшой) прирост количество информации, ограниченный возможностями его ума в ходе взаимодействия с Богом. Бог же, в силу соответствующих догматов, бесконечен. А раз бесконечен, то ему присуще бесконечное разнообразие, равное мощности континиума.
Но анализ мистиических сочинений может показать, что количество информации у мистиков равно количеству информации в высказываниях людей, не имеющих канала связи с Богом.
Возможный вывод. Постулируемое общение человека-мистика с Богом не существует как процесс с ненулевым приростом информации.
И вот загадка: либо канал связи - фикция, либо мистик упорно хранит молчание.
Но это не самая сложная проблема. Гораздо более сложная загадка - как определить количество в вне связи с содержанием, а именно, как отличить осмысленную информацию от неосмысленной. Да еще вне связи с контекстом, в рамках которого само содержание имеет может быть определено.
Дополнение к атрибуту бесконечности Бога.
Цитата из книги Шантарам
Контрдовод к изложенному выше
Торчинов Е.А. Мистический (трансперсональный) опыт и метафизика.
Что означает слово "мистика"?
Трансперсональный опыт и язык его описания рассматриваются на нескольких уровнях.
Возникает "проблема" с уровнем выражения.
Что означает слово "мистика"?
1. Обозначает переживание единения или слияния с онтологической первоосновой мира и всякого бытия вообще (Бог, Абсолют и тому подобное).
Примечание. В качестве аналогии можно рассмотреть парадокс Перрона или Парадокс интересных чисел. Прежде чем что-то искать, стоит доказать существование. В частности, существование онтологической основы мир. Более того, мир может существовать и без онтологической основы. Основу можно отбросить как излишнее в соответствии с принципом бритвы Оккама - не умножай сущности без меры.
2. Обозначение эмпирических ритуалов и мистерий.
3 Обозначение различных форм оккультизма типа магии, астрологии, мантики (искусства пророчеств) и того подобного.
Мистическое можно рассматривать как противопоставление рациональному или научному. Правда тут тоже есть нюансы. Например, мистическое также можно противопоставлять индобуддийской культурной традиции. А также, система Спинозы в значительной степени является рационализацией на основе картезианской методологии мистического опыта. Равно и гегелевский идеализм, согласно предположений Б.Рассела. Поэтому, Торчинов Е.А. заменяет термин "мистический" на "трансперсональный". Закрепляя за трансперсональным "...переживание единения или слияния с онтологической первоосновой мира и всякого бытия вообще". Трансперсональны опыт также имеет характер "архетипичного", что проявляется в виде видений, теофаний (богоявлений), знамений, переживаний единства с онтологической основой мира.
Примечание. В качестве аналогии можно рассмотреть парадокс Перрона или Парадокс интересных чисел. Прежде чем что-то искать, стоит доказать существование. В частности, существование онтологической основы мир. Более того, мир может существовать и без онтологической основы. Основу можно отбросить как излишнее в соответствии с принципом бритвы Оккама - не умножай сущности без меры.
2. Обозначение эмпирических ритуалов и мистерий.
3 Обозначение различных форм оккультизма типа магии, астрологии, мантики (искусства пророчеств) и того подобного.
Мистическое можно рассматривать как противопоставление рациональному или научному. Правда тут тоже есть нюансы. Например, мистическое также можно противопоставлять индобуддийской культурной традиции. А также, система Спинозы в значительной степени является рационализацией на основе картезианской методологии мистического опыта. Равно и гегелевский идеализм, согласно предположений Б.Рассела. Поэтому, Торчинов Е.А. заменяет термин "мистический" на "трансперсональный". Закрепляя за трансперсональным "...переживание единения или слияния с онтологической первоосновой мира и всякого бытия вообще". Трансперсональны опыт также имеет характер "архетипичного", что проявляется в виде видений, теофаний (богоявлений), знамений, переживаний единства с онтологической основой мира.
Трансперсональный опыт и язык его описания рассматриваются на нескольких уровнях.
- Уровень переживания.
- Уровень выражения, который зависит от традиции адепта, будет передаваться в категориях и терминах своей доктрины.
Возникает "проблема" с уровнем выражения.
- Выражение опыта зависит от доктрины, которой придерживается "мистик". А именно, христианский мистик не будет описывать свои переживания в терминах брахманизма.
- Выражение опыта может описывать в негатеивных формулировках. В частности, в соответствие с "семантической деструкцией языка (Д.Б.Зильберман)". В этом случае описание при помощи символов сменяется негативным - "не то...", перечнем символов, которые не отвечают описываемому, не указывание, на что оно похоже.
- Очень кратко - сходное описано в Дао - как невозможность конвенции.
Возникает "проблемам" с уровнем переживания.
Еще более интересно, что если мистик выходит за рамки "материнской традиции", да еще сознательно, то он часто становится основателем новой традиции. Пример - Будда. То есть мистический опыт сам способен порождать доктрины, религиозно-философские системы и учения. Мистик приносит культурную информацию в описание и интерпретацию опыта. Трансперсональный опыт - генерирующий импульс. Трансперсональный опыт лежит в основе феномена религии (к тому, что религия порождается страхом и иллюзиями).
- Культура также деформирует переэивание. Вопрос: в какой степени кудьтуры деформируеют переживания в проецессе его описания? Ф.И.Тютчев.
- Как адекватно описать гнев, радость, сочувствие, страх, влюбленность, "неописываемость", "несообщаемость" знаковыми средствами данного опыта препятствуют количественному измерению информации.
Еще более интересно, что если мистик выходит за рамки "материнской традиции", да еще сознательно, то он часто становится основателем новой традиции. Пример - Будда. То есть мистический опыт сам способен порождать доктрины, религиозно-философские системы и учения. Мистик приносит культурную информацию в описание и интерпретацию опыта. Трансперсональный опыт - генерирующий импульс. Трансперсональный опыт лежит в основе феномена религии (к тому, что религия порождается страхом и иллюзиями).
Еще...
Суфийский мистик Джунайд хорошо знал, что невозможно рационализировать мистический опыт или мистический опыт и что опасно открыто говорить о сокровенных тайнах веры в присутствии непосвященного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий