О чем можно думать, чтобы этот процесс можно было бы обозначить как "мышление".
- О чем мыслим?
- Каков предмет мышления?
- Как обосновывается позиция?
- Вокруг чего аргументация строится, на что она опирается?
- Как, какими способами, какими инструментами мы доказываем истинность того или иного убеждения?
- Что задает механизм аргументации?
- Что является критерием истины?
- Как организована рефлексия?
- Как устроен мир: пространство, время, развитие, познание?
- Как личность соотносится с миром?
- Как жить с собой?
- Как жить с другими?
- Как жить с Целым (с Богом)?
- Если я так мыслю, то кто я?
- Как научиться правильно мыслить?
- Как помыслить новое и иное?
- Как в соответствии с правильным мышлением должно быть устроено общество?
Эти вопросы можно задать искусственному интеллекту в качестве замены теста Тьюринга, заменив личность, общество и Бога на нечто, комплиментарное (более подходящее для...) искусственному интеллекту.
Обратите внимание, что задав эти вопросы, при необходимости переформулиров с учетом возраста, ребенку, он легко на них ответит. Что то пока не верится, что ИИ сможет....
* * *
Подвиды научного мышления..
- Естественно-научное мышение обосновывает существование развити и последовательно работает с различными формами движения. Оно конкретно, нецеленаправленно, материалистично, рефлексивно, принципиально ограничено (предметом конкретной теории).
- Гуманитарное мышление оперирует понятиями добра, зла, красоты, бессмертия, души, человечности. Большинство понятий не только не могут быть корректно определены, но и вообще лишены смысла вне определенной, фиксированной онтологии, в отличие от естественно-научных понятий, которые, в известной мере, онтологически независимы. Гуманитарное мышление неконкретно, но телеологично – имеет цель, и идеалистично. Аргументация сводится к конвенционально признанной традиции, обычно довольно случайной по своему содержанию.
- Правовое мышление работает с искусственно и целенаправленно сконструированными правовыми категориями: нормами, законами, воздаянием, справедливостью, правом. Оно очень метафизично и старается не иметь дел ни с какими изменениями – ни с движением, ни с развитием. В отличие от гуманитарного мышления правовое мышление конкретно, прагматично и материалистично. Оно также и телеологично. В аргументации широко используется схоластика, но не менее важны и ссылки на признанные авторитеты и прецеденты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий