воскресенье, 17 мая 2020 г.

Бизнес-правила

Бизнес-правила описывают операции, определения и ограничения, которые применимы в организации. Бизнес-правила могут применяться к людям, процессам, корпоративному поведению, к вычислительным системам. 

Бизнес-правило определяет элементы (можно сказать, аспекты) бизнес-процесса.
"Определяет" можно отождествить с определением области допустимых значений и условий выполнения, поэтому бизнес-правила ограничивает некоторые аспекты бизнес-процесса.

Бизнес-правило может быть структурировано так:

                   Когда                           <условие (А)> 
                   Тогда                           <true> 
                   В противном случае <false>

То есть, на выходе бизнес-правила булевое значение: истина или ложь.

Бизнес-правила описывают способ преобразования стратегии в действия и мероприятия. Поэтому сами по себе бизнес-правила не могут квалифицироваться как операционные или стратегические. Бизнес-правила - это просто директивы,

Пример бизнес-правила. 
"Проверка кредита не должна выполняться для постоянных клиентов".
Или в формальной записи:
Нужно ли выполнять проверку кредита: Если клиент не относится к категории постоянных клиентов, то "TRUE", иначе "FALSE".

Бизнес-правила могут быть формальными или неформальными, задокументированными или н задокументированными.

В определенных условиях процесс описания и документирования бизнес-правил значим и важен для организации. А именно, если соблюдение бизнес-правил способствует достижению целей организаций, устраняет препятствия, уменьшает дорогостоящие и не очень дорогостоящие ошибки, улучшает коммуникацию, способствует росту рынка, то ценность описания и внедрения бизнес-правил несомненна.

Организации могут заблаговременно описать свои методы и способы ведения бизнеса и создать базу данных бизнес-правил. Хотя эта деятельность может быть полезной, но она может также быть дорогой и трудоемкой. И последнее - серьезное препятствия для документирования бизнес-правил.

Сбор бизнес-правил может быть организован различными способами.
  • Бизнес-правил может извлекать бизнес-аналитик или консультант. Правила могут извлекаться из ИТ документации (как прецеденты, спецификации или код системы). Могут проводиться семинары и интервью с экспертами в соответствующих областях деятельности.
  • Сбор правил могут ускорить программные технологии, разработанные для сбора бизнес-правил посредством анализа программного кода или фактического поведения пользователя.
Чаще всего бизнес-правила идентифицируются и документируются на начальных этапах проекта. Кроме того, некоторые бизнес-проекты, такие как запуск нового продукта или реорганизация сложного процесса, могут привести к определению новых бизнес-правил. Такой сбор бизнес-правил в определенном смысле является случайным. И эта "случайность" может приводить к созданию непоследовательных или противоречивых бизнес-правил в как в разных организационных единицах, так и пределах одной организационной единицы. Это несоответствие создает проблемы, которые в будущем трудно идентифицировать и трудно исправить.

Осознав недостатки практики сбора бизнес правила, эксперты по бизнес-анализу выдвинули методологию создания бизнес правил ((https://en.wikipedia.org/wiki/Business_rules_approach)

Кое-что о методологии создания бизнес-правил

Методология создания бизнес-правил определяет процесс идентификации и описания бизнес-правил на естественном языке проверяемым и понятным способом. Такой процесс не сложен в освоении, его можно выполнять в режиме реального времени, и он дает заинтересованным сторонам возможность согласованно управлять своими собственными бизнес-правилами.

В рамках данной методологии фигурируют следующие концептуальные объекты:
  • Типы бизнес-правил.
  • Категории бизнес-правил.
  • Отношения бизнес-правил.
Типы бизнес-правил
Для определения типов бизнес-правил нужно учитывать несколько предпосылок (утверждений):
  • Структурные предположения. Описания структуры, где и посредством которой регистрируются факты о предприятии, которые в последствии используются для принятия решений.
  • Предположения о деятельности. Ограничения и условия, которым подчиняется или контролируется бизнес.
  • Деривация или извлечение знаний. Дополнительные знания, которые вытекают из первичных знаний о бизнесе.
Принимая во внимания эти предпосылки, бизнес-правила можно разделить на:
  • Правила координации. Правила, обеспечивающие деятельность без непроизводительных остановок.
  • Правила квалификации/дисквалификации. Эти правила используются для определения того, что должно быть вовлечено в деятельность, а что нет. Это может быть тождественно работе фильтров.
  • Правила принятия решения.
Категории
Бизнес-правила подразделяется на одну из четырех категорий:
  • Определения бизнес-терминов
Бизнес-правила выражаются посредством языка. Определение термина само по себе является бизнес-правилом, которое описывает, как люди думают и как говорят о вещах. Таким образом, определение термина устанавливает категорию бизнес-правила. Термины традиционно документируются в глоссарии или описываются как объекты в соответсвующей концептуальной модели бизнес-процесса.
 
  • Отношения фактов
Характер или структура деятельности организации могут быть описаны фактами, которые соотносят термины и факты друг с другом.
Например, сказать, что клиент может сделать заказ, это НЕ бизнес-правило, а факт. 
Факты могут быть задокументированы как предложения на естественном языке. Могут быть представлены графическими моделями как отношения, атрибуты и структуры обобщения.
 
  • Ограничения (также называемые «действиями»)
Каждое предприятие каким-то образом ограничивает поведение, и это тесно связано с ограничениями того, какие данные могут обновляться или не обновляться. Предотвращение создания записи во многих случаях препятствует выполнению действия.
 
  • Правила преобразования знаний
Бизнес-правила (включая законы природы) определяют, как знания в одной форме могут быть преобразованы в другие знания, возможно, в другую форму.

Пакеты программ
Пакеты программ автоматизируют бизнес-правила, используя бизнес-логику.
Термин бизнес-правило иногда используется взаимозаменяемо с термином бизнес-логика; однако последний термин ассоциируется с практикой - инженерная или деловой.

В ходе сбора правил организация может столкнуться с проблемой существования коллективных знаний, которые представляют собой «недокументированную" информацию, процессы и правила, которые существуют только в умах определенных сотрудников. Наличие таких бизнес-правил может привести разрывам связей и несовместимости с производством, с процессами, качеством и опытом работы.

Формальные спецификации описания бизнес-правил

Бизнес-правила могут быть выражены с использованием подходов моделирования, таких как
  • унифицированный язык моделирования (UML), 
  • язык выполнения бизнес-процессов (BPEL), 
  • нотация моделирования бизнес-процессов (BPMN), 
  • модель принятия решений и нотация (DMN), 
  • семантика бизнес-словаря и Деловые правила (SBVR),
  • нотация Z.
Бизнес-правила, закодированные в компьютерном коде в операционной программе, называются бизнес-логикой.

Программные системы управления бизнес-правилами

BRMS или система управления бизнес-правилами включает в себя политики, требования и условные операторы, которые используются для определения действий, выполняемых в приложениях и системах.

BRMS включает, как минимум::
  • Репозиторий, предназначенный для ведения логики бизнес-правил, и соответственно, логики принятия решений.
  • Инструменты, позволяющие как техническим разработчикам, так и бизнес-экспертам определять бизнес-правила и управлят ими.
  • Среду выполнения, позволяющая приложениям вызывать логику принятия решений, управляемую BRMS, а также выполнять бизнес-правила.
Стоит упомянуть от встроенной в продукты SAP системы управления бизнес-правила - BRFplus. Что в некоторых случаях существенно облегачает кастомизацию конкретного решения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий