Бизнес-правила описывают операции, определения и ограничения, которые применимы в организации. Бизнес-правила могут применяться к людям, процессам, корпоративному поведению, к вычислительным системам.
"Определяет" можно отождествить с определением области допустимых значений и условий выполнения, поэтому бизнес-правила ограничивает некоторые аспекты бизнес-процесса.
Бизнес-правило может быть структурировано так:
Когда <условие (А)>
Тогда <true>
В противном случае <false>
То есть, на выходе бизнес-правила булевое значение: истина или ложь.
Бизнес-правила описывают способ преобразования стратегии в действия и мероприятия. Поэтому сами по себе бизнес-правила не могут квалифицироваться как операционные или стратегические. Бизнес-правила - это просто директивы,
Пример бизнес-правила.
Пример бизнес-правила.
"Проверка кредита не должна выполняться для постоянных клиентов".
Или в формальной записи:
Или в формальной записи:
Нужно ли выполнять проверку кредита: Если клиент не относится к категории постоянных клиентов, то "TRUE", иначе "FALSE".
Бизнес-правила могут быть формальными или неформальными, задокументированными или н задокументированными.
Бизнес-правила могут быть формальными или неформальными, задокументированными или н задокументированными.
В определенных условиях процесс описания и документирования бизнес-правил значим и важен для организации. А именно, если соблюдение бизнес-правил способствует достижению целей организаций, устраняет препятствия, уменьшает дорогостоящие и не очень дорогостоящие ошибки, улучшает коммуникацию, способствует росту рынка, то ценность описания и внедрения бизнес-правил несомненна.
Организации могут заблаговременно описать свои методы и способы ведения бизнеса и создать базу данных бизнес-правил. Хотя эта деятельность может быть полезной, но она может также быть дорогой и трудоемкой. И последнее - серьезное препятствия для документирования бизнес-правил.
Сбор бизнес-правил может быть организован различными способами.
Осознав недостатки практики сбора бизнес правила, эксперты по бизнес-анализу выдвинули методологию создания бизнес правил ((https://en.wikipedia.org/wiki/Business_rules_approach)
Кое-что о методологии создания бизнес-правил
Методология создания бизнес-правил определяет процесс идентификации и описания бизнес-правил на естественном языке проверяемым и понятным способом. Такой процесс не сложен в освоении, его можно выполнять в режиме реального времени, и он дает заинтересованным сторонам возможность согласованно управлять своими собственными бизнес-правилами.
В рамках данной методологии фигурируют следующие концептуальные объекты:
Организации могут заблаговременно описать свои методы и способы ведения бизнеса и создать базу данных бизнес-правил. Хотя эта деятельность может быть полезной, но она может также быть дорогой и трудоемкой. И последнее - серьезное препятствия для документирования бизнес-правил.
Сбор бизнес-правил может быть организован различными способами.
- Бизнес-правил может извлекать бизнес-аналитик или консультант. Правила могут извлекаться из ИТ документации (как прецеденты, спецификации или код системы). Могут проводиться семинары и интервью с экспертами в соответствующих областях деятельности.
- Сбор правил могут ускорить программные технологии, разработанные для сбора бизнес-правил посредством анализа программного кода или фактического поведения пользователя.
Осознав недостатки практики сбора бизнес правила, эксперты по бизнес-анализу выдвинули методологию создания бизнес правил ((https://en.wikipedia.org/wiki/Business_rules_approach)
Кое-что о методологии создания бизнес-правил
Методология создания бизнес-правил определяет процесс идентификации и описания бизнес-правил на естественном языке проверяемым и понятным способом. Такой процесс не сложен в освоении, его можно выполнять в режиме реального времени, и он дает заинтересованным сторонам возможность согласованно управлять своими собственными бизнес-правилами.
В рамках данной методологии фигурируют следующие концептуальные объекты:
- Типы бизнес-правил.
- Категории бизнес-правил.
- Отношения бизнес-правил.
Для определения типов бизнес-правил нужно учитывать несколько предпосылок (утверждений):
- Структурные предположения. Описания структуры, где и посредством которой регистрируются факты о предприятии, которые в последствии используются для принятия решений.
- Предположения о деятельности. Ограничения и условия, которым подчиняется или контролируется бизнес.
- Деривация или извлечение знаний. Дополнительные знания, которые вытекают из первичных знаний о бизнесе.
- Правила координации. Правила, обеспечивающие деятельность без непроизводительных остановок.
- Правила квалификации/дисквалификации. Эти правила используются для определения того, что должно быть вовлечено в деятельность, а что нет. Это может быть тождественно работе фильтров.
- Правила принятия решения.
Бизнес-правила подразделяется на одну из четырех категорий:
- Определения бизнес-терминов
- Отношения фактов
Например, сказать, что клиент может сделать заказ, это НЕ бизнес-правило, а факт.
Факты могут быть задокументированы как предложения на естественном языке. Могут быть представлены графическими моделями как отношения, атрибуты и структуры обобщения.
- Ограничения (также называемые «действиями»)
- Правила преобразования знаний
Пакеты программ
Пакеты программ автоматизируют бизнес-правила, используя бизнес-логику.
Пакеты программ автоматизируют бизнес-правила, используя бизнес-логику.
Термин бизнес-правило иногда используется взаимозаменяемо с термином бизнес-логика; однако последний термин ассоциируется с практикой - инженерная или деловой.
В ходе сбора правил организация может столкнуться с проблемой существования коллективных знаний, которые представляют собой «недокументированную" информацию, процессы и правила, которые существуют только в умах определенных сотрудников. Наличие таких бизнес-правил может привести разрывам связей и несовместимости с производством, с процессами, качеством и опытом работы.
В ходе сбора правил организация может столкнуться с проблемой существования коллективных знаний, которые представляют собой «недокументированную" информацию, процессы и правила, которые существуют только в умах определенных сотрудников. Наличие таких бизнес-правил может привести разрывам связей и несовместимости с производством, с процессами, качеством и опытом работы.
Формальные спецификации описания бизнес-правил
Бизнес-правила могут быть выражены с использованием подходов моделирования, таких как
- унифицированный язык моделирования (UML),
- язык выполнения бизнес-процессов (BPEL),
- нотация моделирования бизнес-процессов (BPMN),
- модель принятия решений и нотация (DMN),
- семантика бизнес-словаря и Деловые правила (SBVR),
- нотация Z.
Бизнес-правила, закодированные в компьютерном коде в операционной программе, называются бизнес-логикой.
Программные системы управления бизнес-правилами
BRMS или система управления бизнес-правилами включает в себя политики, требования и условные операторы, которые используются для определения действий, выполняемых в приложениях и системах.
BRMS включает, как минимум::
Программные системы управления бизнес-правилами
BRMS или система управления бизнес-правилами включает в себя политики, требования и условные операторы, которые используются для определения действий, выполняемых в приложениях и системах.
BRMS включает, как минимум::
- Репозиторий, предназначенный для ведения логики бизнес-правил, и соответственно, логики принятия решений.
- Инструменты, позволяющие как техническим разработчикам, так и бизнес-экспертам определять бизнес-правила и управлят ими.
- Среду выполнения, позволяющая приложениям вызывать логику принятия решений, управляемую BRMS, а также выполнять бизнес-правила.
Стоит упомянуть от встроенной в продукты SAP системы управления бизнес-правила - BRFplus. Что в некоторых случаях существенно облегачает кастомизацию конкретного решения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий