Книга Everett M. Rogers. Diffsion of innovations. ( Эверетт Роджерс. Диффузия инноваций) описывает процесс внедрения и распространения инноваций. Книга была написана давно и сейчас появилась новая реальность - интернет, - и новые инструменты - Big Data.
В частности, интересной конструкцией для расчета диффузий инноваций является модель социального графа.
Однако вначале следует аккуратно выписать термины и понятия из книги "Диффузия инноваций".
Вначале стоит определиться с термином "диффузия инноваций".
Диффузия инноваций - специальный тип коммуникаций, посредством которого распространяется новая идея или новшество.
Применительно к социальному графу коммуникации проходят по ребрам (дугам) графа.
Коммуникация в процессе диффузии инноваций описывается процессами создания и распространения информации об инновации. Цели такого распространения могут быть различными, но одну общую цель можно выделить - это достижения взаимопонимания участниками процесса принятия или отторжения инновации.
Коммуникация призвана устранить или сократить неопределенность относительно "постижения" новшества: применения и результатов как в целом, так по отношению к прочим альтернативам.
Основные элементы диффузии инноваций:
Коммуникация
Коммуникационный канал представляет собой набор средств, посредством которых или с помощью которых сообщения передаются между людьми.
Масс-медиа наиболее эффективны с точки зрения информирования об инновации.
Индивидуальные каналы, в свою очередь, более эффективны с точки зрения воздействия на впечатления потребителей, включая изменение отношения к инновации.
Для характеристики индивидуальных каналов Эверетт Роджерс ввел два термина: гетерофилия и гомофилия.
Гетерофилия - степерь различия пар индивидумов по различным признакам, таким как надежды, верования, образование, социальный статус и еще чего-нибудь другого.
Гомофилия - противоложна гетерофилии - степень совпадения пар индивидумов по различным признакам.
Гомофилия способствует распространению новых идей, гетерофилия может (а может и нет) служить источником специфических проблем в распространении инноваций.
Время
Время распространения инноваций определяется
Социальная система - это множество взаимодействующих агентов, участвующих в совместном решении проблем, в достижении общих целей.
Социальная система облегчает или препятствует распространению инноваций. Социальная система характеризуется нормами (моделями) поведения членов социальной системы, которые проявляются в поведении "лидеров мнения".
Лидер мнения - человек, который в определенной степени способен неофициально влиять на поведение и принятие решений другими людьми.
Также имеется агент изменений - человек, который пытается влиять на инновационные решения других людей.
Возможно, что агент измений и агент мнений представлены одним лицом.
В рамках социальной системы возможны три типа инновационных решений:
Еще одна характеристики социальной системы как среды распространения инноваций, описывается последствими изменений, которые происходят с индивидуумом или социальной системой в результате принятия или отклонения инноваций.
Таковы общие черты диффузии инноваций.
Общие вопросы диффузии инновация
В частности, интересной конструкцией для расчета диффузий инноваций является модель социального графа.
Однако вначале следует аккуратно выписать термины и понятия из книги "Диффузия инноваций".
Вначале стоит определиться с термином "диффузия инноваций".
Диффузия инноваций - специальный тип коммуникаций, посредством которого распространяется новая идея или новшество.
Применительно к социальному графу коммуникации проходят по ребрам (дугам) графа.
Коммуникация в процессе диффузии инноваций описывается процессами создания и распространения информации об инновации. Цели такого распространения могут быть различными, но одну общую цель можно выделить - это достижения взаимопонимания участниками процесса принятия или отторжения инновации.
Коммуникация призвана устранить или сократить неопределенность относительно "постижения" новшества: применения и результатов как в целом, так по отношению к прочим альтернативам.
Основные элементы диффузии инноваций:
- Идея инновации.
- Процесс коммуникации.
- Каналы распространения.
- Время распространения.
- Социальная система, в рамках которой рассматривается процесс диффузий.
Использование, применение инновации характеризуется технологией, которая в общем случае представлена двумя компонентами
- hardware - средства и инструменты как материальные или физические объекты.
- software - знания и способы применения инструментальных средств.
Идея инновации
Диффузия инноваций характеризуется степенью адаптации идеи инновации участниками или потребителями. Степень адаптации инновации, в свою очередь, может быть описана следующими атрибутами (свойствами):
- Относительные преимущества.
- Совместимость, сочетаемость, гармоничность.
- Сложность.
- Возможность опробования (тестируемость).
- Осязаемость или обзорность инновации, возможность создания четкого образа инновации.
В процессе распространения (диффузии) инновации может произойти повторное переизобретение (reinvention) инновации пользователями. Пользователи, как творческие личности, могут модифицировать или изменить идею, найти новые и неожиданные способы и приемы использования инновации.
Коммуникация
Коммуникационный канал представляет собой набор средств, посредством которых или с помощью которых сообщения передаются между людьми.
Масс-медиа наиболее эффективны с точки зрения информирования об инновации.
Индивидуальные каналы, в свою очередь, более эффективны с точки зрения воздействия на впечатления потребителей, включая изменение отношения к инновации.
Для характеристики индивидуальных каналов Эверетт Роджерс ввел два термина: гетерофилия и гомофилия.
Гетерофилия - степерь различия пар индивидумов по различным признакам, таким как надежды, верования, образование, социальный статус и еще чего-нибудь другого.
Гомофилия - противоложна гетерофилии - степень совпадения пар индивидумов по различным признакам.
Гомофилия способствует распространению новых идей, гетерофилия может (а может и нет) служить источником специфических проблем в распространении инноваций.
Время
Время распространения инноваций определяется
- Процессом принятия решения об инновации.
- Инновационностью.
- Скоростью внедрения (реализации) инновации.
Процесс принятия решения об инновациях характеризуется шагами:
- Ознакомление с инновацией.
- Составление мнения (предварительная оценка).
- Принятие решения об опробовании или применении.
- Реализация, использование.
- Подтверждение или опровержение применимости и полезности.
Инновационность характеризуется склонностью к принятию всего нового и описывается 5 характерами инновационности:
- Инноваторы (innovators).
- Ранние последователи (early adopters).
- Раннее большинство (early majority).
- Позднее большинство (late mojority).
- Остающие (laggards).
Каждому характеру отвечает своя скорость адаптации инноваций, а также моментами подключения к использованию инноваций.
Социальная система
Социальная система - это множество взаимодействующих агентов, участвующих в совместном решении проблем, в достижении общих целей.
Социальная система облегчает или препятствует распространению инноваций. Социальная система характеризуется нормами (моделями) поведения членов социальной системы, которые проявляются в поведении "лидеров мнения".
Лидер мнения - человек, который в определенной степени способен неофициально влиять на поведение и принятие решений другими людьми.
Также имеется агент изменений - человек, который пытается влиять на инновационные решения других людей.
Возможно, что агент измений и агент мнений представлены одним лицом.
В рамках социальной системы возможны три типа инновационных решений:
- Индивидуальные решения.
- Коллективные решения (например, как результат консенсуса).
- Авторитарные решения (принимаемые людьми, обладающими властью, статусом или техническими знаниями).
Еще одна характеристики социальной системы как среды распространения инноваций, описывается последствими изменений, которые происходят с индивидуумом или социальной системой в результате принятия или отклонения инноваций.
Таковы общие черты диффузии инноваций.
Общие вопросы диффузии инновация
- Какие критерии определяют выбор инноваций: (1) общественное благосостояние, (2) увеличение производства товаров на экспорт, (3) поддержание низких цен для городских потребителей или (4) повышение прибыли элит?
- Кто решает, какие инновации должны разрабатываться?
- Как социальнаяструктуры общества влияет на инновационные решения?
- Насколько распространены технологические инновации?
- Кто контролирует источники и каналы связи по которым должны распространяться инновации? Есть ли монополия, цензура, блокировка или искажение инновационных сообщений?
- Каковы возможные последствия технологических инноваций с точки зрения занятости и безработицы, миграция сельского населения в уже переполненные города? Будет ли инновация решать проблемы или наоборот, создавать пробелы?
Фазы инновационного процесса
Стоит упомянуть о стадиях или фазах инноваций. Не все инновации содержат подобные стадии, но существенные инновации характеризуются следующими стадиями:
Стоит упомянуть о стадиях или фазах инноваций. Не все инновации содержат подобные стадии, но существенные инновации характеризуются следующими стадиями:
- фундаментальные исследования
- прикладные исследования
- разработки
- коммерциализация (производство, маркетинг и дистрибуция)
Комментариев нет:
Отправить комментарий