среда, 10 июня 2020 г.

Характеристики инноваций

Книга Everett M. Rogers. Diffsion of innovations. ( Эверетт Роджерс. Диффузия инноваций) описывает процесс внедрения и распространения инноваций. Книга была написана давно и сейчас появилась новая реальность - интернет, - и новые инструменты - Big Data.

В частности, интересной конструкцией для расчета диффузий инноваций является модель социального графа.

Однако вначале следует аккуратно выписать термины и понятия из книги "Диффузия инноваций".

Вначале стоит определиться с термином "диффузия инноваций".
Диффузия инноваций - специальный тип коммуникаций, посредством которого распространяется новая идея или новшество.

Применительно к социальному графу коммуникации проходят по ребрам (дугам) графа.

Коммуникация в процессе диффузии инноваций описывается процессами создания и распространения информации об инновации. Цели такого распространения могут быть различными, но одну общую цель можно выделить - это достижения взаимопонимания участниками процесса принятия или отторжения инновации.
Коммуникация призвана устранить или сократить неопределенность относительно "постижения" новшества: применения и результатов как в целом, так по отношению к прочим альтернативам.

Основные элементы диффузии инноваций:

  1. Идея инновации.
  2. Процесс коммуникации.
  3. Каналы распространения.
  4. Время распространения.
  5. Социальная система, в рамках которой рассматривается процесс диффузий.
Использование, применение инновации характеризуется технологией, которая в общем случае представлена двумя компонентами
  1. hardware - средства и инструменты как материальные или физические объекты.
  2. software - знания и способы применения инструментальных средств.
Идея инновации

Диффузия инноваций характеризуется степенью адаптации идеи инновации участниками или потребителями. Степень адаптации инновации, в свою очередь, может быть описана следующими атрибутами (свойствами):
  1. Относительные преимущества.
  2. Совместимость, сочетаемость, гармоничность.
  3. Сложность.
  4. Возможность опробования (тестируемость).
  5. Осязаемость или обзорность инновации, возможность создания четкого образа инновации.
В процессе распространения (диффузии) инновации может произойти повторное переизобретение (reinvention) инновации пользователями. Пользователи, как творческие личности, могут модифицировать или изменить идею, найти новые и неожиданные способы и приемы использования инновации.


Коммуникация

Коммуникационный канал представляет собой набор средств, посредством которых или с помощью которых сообщения передаются между людьми.
Масс-медиа наиболее эффективны с точки зрения информирования об инновации.
Индивидуальные каналы, в свою очередь, более эффективны с точки зрения воздействия на впечатления потребителей, включая изменение отношения к инновации.
Для характеристики индивидуальных каналов Эверетт Роджерс ввел два термина: гетерофилия и гомофилия.
Гетерофилия - степерь различия пар индивидумов по различным признакам, таким как надежды, верования, образование, социальный статус и еще чего-нибудь другого.
Гомофилия - противоложна гетерофилии - степень совпадения пар индивидумов по различным признакам.
Гомофилия способствует распространению новых идей, гетерофилия может (а может и нет) служить источником специфических проблем в распространении инноваций.

Время

Время распространения инноваций определяется

  1. Процессом принятия решения об инновации.
  2. Инновационностью.
  3. Скоростью внедрения (реализации) инновации.
Процесс принятия решения об инновациях характеризуется шагами:
  1. Ознакомление с инновацией.
  2. Составление мнения (предварительная оценка).
  3. Принятие решения об опробовании или применении.
  4. Реализация, использование.
  5. Подтверждение или опровержение применимости и полезности.
Инновационность характеризуется склонностью к принятию всего нового и описывается 5 характерами инновационности:
  1. Инноваторы (innovators).
  2. Ранние последователи (early adopters).
  3. Раннее большинство (early majority).
  4. Позднее большинство (late mojority).
  5. Остающие (laggards).
Каждому характеру отвечает своя скорость адаптации инноваций, а также моментами подключения к использованию инноваций.

Социальная система


Социальная система - это множество взаимодействующих агентов, участвующих в совместном решении проблем, в достижении общих целей.

Социальная система облегчает или препятствует распространению инноваций. Социальная система характеризуется нормами (моделями) поведения членов социальной системы, которые проявляются в поведении "лидеров мнения".
Лидер мнения - человек, который в определенной степени способен неофициально влиять на поведение и принятие решений другими людьми.
Также имеется агент изменений - человек, который пытается влиять на инновационные решения других людей.
Возможно, что агент измений и агент мнений представлены одним лицом.

В рамках социальной системы возможны три типа инновационных решений:
  1. Индивидуальные решения.
  2. Коллективные решения (например, как результат консенсуса).
  3. Авторитарные решения (принимаемые людьми, обладающими властью, статусом или техническими знаниями). 
Есть и четвертая категория, которая вводится для полноты картины и состоит из комбинации описанных ранее типов инновационных решений.
Еще одна характеристики социальной системы как среды распространения инноваций, описывается последствими изменений, которые происходят с индивидуумом или социальной системой в результате принятия или отклонения инноваций.

Таковы общие черты диффузии инноваций.

Общие вопросы диффузии инновация

  1. Какие критерии определяют выбор инноваций: (1) общественное благосостояние, (2) увеличение производства товаров на экспорт, (3) поддержание низких цен для городских потребителей или (4) повышение прибыли элит?
  2. Кто решает, какие инновации должны разрабатываться?
  3. Как социальнаяструктуры общества влияет на инновационные решения?
  4. Насколько распространены технологические инновации?
  5. Кто контролирует источники и каналы связи по которым должны распространяться инновации? Есть ли монополия, цензура, блокировка или искажение инновационных сообщений?
  6. Каковы возможные последствия технологических инноваций с точки зрения занятости и безработицы, миграция сельского населения в уже переполненные города? Будет ли инновация решать проблемы или наоборот, создавать пробелы?
Фазы инновационного процесса

Стоит упомянуть о стадиях или фазах инноваций. Не все инновации содержат подобные стадии, но существенные инновации характеризуются следующими стадиями:
  • фундаментальные исследования
  • прикладные исследования
  • разработки
  • коммерциализация (производство, маркетинг и дистрибуция)



Комментариев нет:

Отправить комментарий