Когда мы рассматриваем человеческий аспект свободы, когда
говорим о стремлении к подчинению или к власти, прежде всего возникают вопросы (цитата по Эрик Фромм "Бегство от свободы":
- Что такое свобода в смысле человеческого переживания?
- Верно ли, что стремление к свободе органически присуще природе человека?
- Зависит ли оно от условий, в которых живет человек, от степени развития индивида, достигнутого в определенном обществе на основе определенного уровня культуры?
- Определяется ли свобода одним лишь отсутствием внешнего принуждения или она включает в себя и некое присутствие чего-то, а если так, чего именно?
- Какие социальные и экономические факторы в обществе способствуют развитию стремления к свободе?
- Может ли свобода стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться?
- Почему для одних свобода - это заветная цель, а для других - угроза?
- Не существует ли - кроме врожденного стремления к свободе - и инстинктивной тяги к подчинению?
- Если нет, то как объяснить ту притягательность, которую имеет сегодня для многих подчинение вождю?
- Всегда ли подчинение возникает по отношению к явной внешней власти или возможно подчинение интериоризованным авторитетам, таким, как долг и совесть, либо анонимным авторитетам вроде общественного мнения?
- Не является ли подчинение источником некоего скрытого удовлетворения; а если так, то в чем состоит его сущность?
- Что пробуждает в людях ненасытную жажду власти? Сила их жизненной энергии или, наоборот, слабость и неспособность жить независимо от других? Какие психологические условия способствуют усилению этих стремлений?
- Какие социальные условия в свою очередь являются основой для возникновения этих психологических условий?
Ответы вроде бы должны быть получены у Эрика Фромма в его труде "Бегство от свободы".
Что удалось понять с точки зрения ответов
- Свобода тесно связано с индивидуализмом. Чем больше индивидуализма, тем выше изолированность. Изолированность порождает чувство страха, так как человек в одиночку не может справиться с невзгодами.
- Можно ли согласиться: "Стремление к свободе не метафизическая сила, хотя законами природы его тоже не объяснить; оно является неизбежным результатом процессов индивидуализации и развития культуры".
С моей точки зрения нет.
Свобода нужна любому самоорганизующемуся организму для достижения максимально благоприятствующего положения не просто в долгосрочной, но и в бесконечной перспективе.
И видимо стремление к свободе есть атрибут интеллекта. Видимо - неотъемлемый.
И чем меньше стремления к свободе - тем меньше интеллекта.
Исходя из этого - остальные вопросы не уместны в силу специфического ответа на вопрос о органичности стремления к свободе.
Да и пример с изгнанием из рая можно трактовать именно как органичное стремление к свободе, лежащее в основе любопытства.
Если рассматривать вопрос "подчинения", то возможно трактовка: подчиняясь, организм приобретает в совокупности большую степень свободы (согласно его субъективных расчетов), нежели оставась свободным в положении. Так как подчиняясь, он приобретает дополнительные инструменты и свойства, обеспечивающие его более "комфортное" существование. То что организм ошибается в силу недостаточной мощи интеллекта - это результат, следствие, но не причина выбора.
А также в преклонном возрасте своих сил уже явно не хватает для "свободного существования", если не задействованы какие-либо социальные, сторонние по отношению к огранизму инструменты реализация потребностей и желаний.
А также в преклонном возрасте своих сил уже явно не хватает для "свободного существования", если не задействованы какие-либо социальные, сторонние по отношению к огранизму инструменты реализация потребностей и желаний.
Потребности и желания - они и вызывают потребность в свободе, и они же являются ловушкой, так как ограничиваются своим существованием возможный выбор. Такой вот парадокс, но очень интересный. И этот парадокс в определенном смысле разрешается в рамках буддисткой традиции - избавлением от желаний. Не имея желаний, вы может возжелать чего угодно, - вот такая свобода.
P.S. Вопрос о жажде власти, как альтернатива выводам Фромм, разобран в рамках этологии и проистекает из подсознательных встроенных подпрограмм человеческой системы управления - программы доминирования и программ агрессии, как средства обеспечения реализации программы доминирование. И опять же - доминирование в среднем обеспечивает большую степень свободы, если не требует чрезмерных ресурсов на защиту доминантного положения.
P.S.S. В целом прочитать "Бегство от свободы" можно. Но все в сравнении. Если "в очереди" стоит детектив, то даже - нужно. Для развития интеллекта. Который связан со свободой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий