воскресенье, 1 декабря 2013 г.

Теперь про трансцендецию

Кто философствует, тот выбрал путь плохой,
Как скот голодный, что в степи сухой
Кружит себе, злым духом обойдённый,
А вкруг цветёт роскошный луг зелёный!

Гете. Фауст.


Положение человека в мире не имеет природных оснований.
Человек сам себе самосозидает, изобретая себе и для себя основания для выхождения человека за свои собственные природные рамки или границы.
Это вытаскивание человека за естественный, природный ход событий и есть выход в трансценденцию.
Но этот выход - не аналог вытаскивания шила из мешка.
Потому что вытаскивание производит в никуда.
В никуда в том смысле, что там, куда "это" вытаскивается - нет предметов бытия.
А куда тогда происходит выход?
Выход происходит в сверхъестественную или сверхопытную реальность.
Таким образом, в человеке рядом с миром, который постигается опытным путем, существует мир по ту сторону опыта, мир сверхопытных, сверхъестественных вещей.

В этом мире обретает идея или символ Бога.
В это мире находятся мифологические существа.
Но они предметы нашей веры. - Не опыта, а веры!

Когда случилось "вытаскивание себя в идею трансцендентного", начала зарождаться философия.
Философия начиналась с принципиального отрицания того, что существуют сверхвещи.
Для того чтобы начать это отрицание, нужно было поставить себя на край, как опору. Поставить себя на край мира.
Край мира - как точка опоры!
И таким краем послужила особая вещь - пустое понятие.
Пустое понятие - это понятие, которое не имеет предмета.
Это чистый символ.
Вам это не напоминает что-нибудь?
Не напоминает изобретение "нуля"?

До появления пустого понятия "слово соотносилось с предметом".
То есть слово "охотник" подразумевало конкретный тип человека с его обычным значением-занятием, охотник с именем - конкретного охотника.
И иное было не допустимо.

После изобретения пустого понятия стало возможно иметь слово без предмета.
И таких слов появилось много: Бог, душа, идея, врожденное знание и так далее.
Постепенно мы забыли что слово может быть без предмета.
Но тогда философы хорошо это помнили!
И когда сейчас мы без надлежащей подготовки читаем утверждение Платона:
"идеи воплощаются в вещи", понимаем это буквально и думаем:
- Какой же был Платон дурак!
А дураки мы, потому что Платон указывал не на опытные вещи, а на сверхопытные.
В частности, на душу. (Душу это он придумал).

***
Мифы есть суть "машины человеческой памяти".
Они не рассказывают о том, что было.
Миф есть память о том, чего было и чего нет.
Память в смысле машины.
Машины, которая организует САМУ СПОСОБНОСТЬ помнить.
И у человека, который живет в мире мифа, сознание организуется так, чтобы он ВООБЩЕ помнил.
Эта способность помнить как свойство "машины человеческой памяти" породило возможность выхода в трансцендентное.
Возможность ли только?
Возможно это все-таки неизбежность выхода в трансцендентное.
То есть машина человеческой памяти просто обязана совершать такой выход как проявление и эффект функции "способность помнить".

***

Исходя из того, что выход в трансцендентное происходит благодаря функции человеческой памяти, логично сделать следующее утверждение:
Выход  в трансцендентное происходит в "бытие человека", а не в "бытие природы".
Предлог "в" указывает направление выхода: откуда и куда. Откуда - из бытия природы, куда - в бытие человека.

Без человека нет бытия человека как человека.
Вот такое вот бытие...

Комментариев нет:

Отправить комментарий