воскресенье, 20 июля 2014 г.

Многообразие качества

Качество...

Многообразно
- физическое качество - описывается физическими единицами измерения. Например, плотность, прочность, точностью сочленений, кпд, устойчивать к корозии и т.д. Эти характеристики могут содержаться в ГОСТах и ТУ
- эстетическое качество
- потребительское качество - удобство покупки, удобство обладания, удобство содержания, удобство использования (например, надежность, ремонтопригодность), удобство утилизации
- политическое качество (имидж, возможность войти в соотвествующую социальную группу, возможность оказывать влияние).
- капитальное качество - возможность производить прибавочный продукт.

Это сильно отличается от лирического определения качества:
"Качество - это значит делать все как следует , когда никто не смотрит".
Нужно еще знать "как следует" и уметь делать "хотя бы когда смотрят". Ведь не умеют и когда смотрят, куда уж там, - когда не смотрят.

С точки зрения финансового результата, - прибыли, - качество имеет возможно ненаблюдаемую, но тем не менее рациональную оценку.
Увеличение качества всегда сопровождается увеличением затрат. С другой стороны, увеличение качества позволяет повысить цену. Если поставить задачу максимизации прибыли как функции качества, всегда найдется точка на воображаемой оси качества, отвечающая оптимальному, но далеко не максимальному, качеству продукта.

Оптимальность в этом случае определяется уровнем прибыли, а максимальность качества - 100 процентами качества.
То есть, в точке оптимального качества фирма, а не потребитель, получает максимум прибыли.

Возможно, конкуренция может побудить производителя сдвинуться вправо по оси качества, но и такой сдвиг не беспределен, так как связан с ростом затрат. В некоторой точке капитал может покинуть рынок и потребитель останется с фирмами-аутсайдерами. С теми кто не способен достичь ожидаемого потребителем качества. А также не способен уйти с рынка и освободить место более успешным. Так точка "оптимального" качества окажется вне интервала достижимости и приведет к еще большему проигрышу потребителя.

Конечно, фирма может попытаться "обучиться". И вероятно амбициозный руководитель будет делать на это ставку. Но спросим себя - а есть ли доходная база для компенсации расходов на обучение? Сможет ли и захочет ли потребитель заплатить более высокую цену за изменения качества с тем чтобы покрыть издержки обучения?

Предлагаю следует рассматривать по меньшей мере три ситуации в ситуации с обучением качеству:
- потребитель оплатит расходы на обучение плюс некоторую прибавку, что позволит считать обучение выгодной инвестицией;
- потребитель оплатит только обучение и в этом случае можно говорить лишь о некотором усилении конкурентных преимуществ фирмы в "потенциале", в формировании входного барьера для новичков за счет кривой зависимости издержек от опыта;
- потребитель не оплатит части расходов на обучение; в этом случае остается только сочувственно вздохнуть "за попытку спасибо" и учитывая социальное благо, привнесенное фирмой за счет владельцев капитала, выписать грамоту за социально-ответственный бизнес.

Если же в дело вмешается государство, то появляется четвертый вариант:
- дотировать расходы на обучение за счет бюджета.
В этом случае должен быть проявлен государственный подход к продукту, к фирме, к ее усилиям с точки зрения национальной безопасности и конкурентоспособности.

С точки зрения потребителя качество преломляется в ценность, тесно связанную с ценой.
Покупатель определяет ценность на основе мнения о том, какие выгоды и преимущества получены им в результате совершения покупки и обладания, по сравнению с ценой, которую пришлось заплатить за обладание. И тут, конечно, все зависит от конкретного покупателя. Например, одни покупатели всегда ищут товар подешевле. Другие ориентированы на обслуживание и всегда готовы заплатить более высокую цену за более качественное обслуживание Покупатели третьего типа исходят из соображений престижа: они готовы платить больше за возможность покупать товары в определенных "престижных" магазинах.
То есть, каждый тип покупателя несет в себе некоторую ценность, которую определим как содержание потребительского качества.
Например, можно продать товар за 10 000 рублей некоторому типу потребителей, для которых дополнительная ценность будет составлять еще 10 000 рублей. А другому типу потребителя - всего плюс один рубль. Два разных типа потребителя и разное потребительское качество, которое содержится не в товаре, а исключительно в самом потребителе минус цена за товар.

Комментариев нет:

Отправить комментарий