воскресенье, 22 ноября 2015 г.

Срок годности стратегии

"Традиционные" методы стратегического планирования подразумевают тщательный сбор данных с последующим их представлением в систематизированной форме, посредством таблиц, графиков, структурных схем.Например, "5 сил Портера", стратегические карты изменения ценности, кривые ценности представляют некоторую аналогию фотографии конкурентной среды фирмы и место фирмы в этой среде. То же можно сказать в отношении матрицы бостонской группы, матрицы GE/McKinsey. И им подобные.

Но вот вопрос: после того составление и систематизированы, в таблицах и на графиках, стратегические данные - каков срок годности подобных стратегических разработок?

Вопрос не праздный в силу "глобализации, новых технологий, изменений законодательства, демографических сдвигов, экологических требований общества и правительств", происходящих все быстрее, все динамичнее влияющих на конкурентный ландшафт.

И что из этого следует? Видимо, "срок годности" традиционных результатов традиционных методов стратегического планирования также "неуклонно" сокращается.

Нельзя отрицать, что стратегические карты и графики хороши. И полезны. Если изменения среды малы, если границы отраслей (при проведения отраслевого анализа по Портеру) очерчены и стабильны, если конкуренты, поставщики и потребители более менее известны, то при правильном подходе результаты стратегического планирования надежны и понятны. Понятны в силу того, что сильно упрощены прежде всего для быстрого понимания топ-менеджерами C-уровня.

Конечно, кое-где остаются острова и континенты стабильности, имея ввиду естественные монополии, но что делать остальным? Использовать сценарный анализ? Плести "паутину поимки" возможностей? Рассматривать конкурентную среду, как шахматную игру или игру Го? Самим создавать правила игры?

Возможно. Все пригодно, кроме пожалуй одного - применения классических методов стратегического планирования. Статическая картина мира, упрощение картины миры могут настолько сократить "срок годности" стратегических решений, что к тому моменту, когда настанет время их воплощения, он станут в лучшем случае бесполезными, в худшем - сбивающими с пути.

Изменчивость - вот что подрывает "срок годности" решений классических стратегических методов планирования. Срок годности, который к тому же сокращается в связи с довольно большим циклом планирования.

Впрочем, если изменчивость невелика, то все хорошо и можно пользоваться проверенными методами. Но как измерить изменчивость?

Можно предложить такой вот рецепт:

  1. Составить перечень факторов. Эти факторы входят в состав методов PEST-анализа, 5 сил и цепочка создания ценности Портера, SWOT анализ, маркентиговый анализ.
  2. Определить уровень существенности изменения фактора. Возможно, для каждого фактора это трудно, но можно разбить факторы на несколько групп.
  3. Уровень существенности изменения может принимать значения от 1% до 25% с типичным значением - 10%.
  4. Определить минимальный срок, - интервал времени, - за который хотя бы один, несколько, половина факторов превысят уровень сущности с заданной уверенностью, например, с уверенностью 80%.
  5.  Срок или сроки, определенные в пункте 4 и есть "срок годности" результатов стратегического планирования.
  6. Если определены несколько сроков, то возможно оценить "динамику протухания" результатов стратегического планирования.  

Если получен "срок годности" - один месяц, то разве это стратегическое планирование?

Пример из российской практики. Изменчивость курса рубля в IV квартале 2014 года сделал негодными выкладки классического стратегического анализа и продемонстрировала мощность методов сценарного анализа.



Комментариев нет:

Отправить комментарий