Является ли подобный факт особенностью человеческого сознания, антропоморфным фактором? Или это универсальный принцип? Абсолютный или вечной идеей, стоящим за физическим миром.
С точки зрения "бритвы Оккама" приемлимая гипотеза, что это продукт антропоцентрического миросозерцания, ограниченного когнитивными рамками.
Над этим много работают философы.
"Потолок" минус "пол"
* * *
«В отношении к миру условной действительности, – пишет Новгородцев, – абсолютный идеал всегда остается требованием… но это требование никогда не может быть осуществлено полностью и потому его осуществление может быть выражено только формулой бесконечного развития». В последних словах – основная идея Новгородцева с его протестом против «незаконной абсолютизации». «Истинное понятие о безусловном идеале, – пишет в другом месте Новгородцев, – относит мысль об его всецелом осуществлении за пределы конечных явлений». В круговороте относительных форм общественная проблема не может найти абсолютного разрешения».
Всё это означает невозможность смешения или отожествления двух столь различных категорий, как «абсолютное» и «относительное». Раздвигая их, но не отрывая одно от другого (ибо относительное держится и движется лишь своей устремленностью к абсолютному), мы должны отвергнуть идею «земного рая», как абсолютизацию относительного. «В центре построений общественной философии должна быть поставлена, – пишет Новгородцев, – не будущая гармония истории, не идея добра, а вечный идеал добра», ибо «не в связи с будущим, в связи с вечным получает значение и оправдание каждая эпоха».
Цитируется по книге В.Зеньковского. История русской философии.
https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkovskij/istorija-russkoj-filosofii/
«В отношении к миру условной действительности, – пишет Новгородцев, – абсолютный идеал всегда остается требованием… но это требование никогда не может быть осуществлено полностью и потому его осуществление может быть выражено только формулой бесконечного развития». В последних словах – основная идея Новгородцева с его протестом против «незаконной абсолютизации». «Истинное понятие о безусловном идеале, – пишет в другом месте Новгородцев, – относит мысль об его всецелом осуществлении за пределы конечных явлений». В круговороте относительных форм общественная проблема не может найти абсолютного разрешения».
Всё это означает невозможность смешения или отожествления двух столь различных категорий, как «абсолютное» и «относительное». Раздвигая их, но не отрывая одно от другого (ибо относительное держится и движется лишь своей устремленностью к абсолютному), мы должны отвергнуть идею «земного рая», как абсолютизацию относительного. «В центре построений общественной философии должна быть поставлена, – пишет Новгородцев, – не будущая гармония истории, не идея добра, а вечный идеал добра», ибо «не в связи с будущим, в связи с вечным получает значение и оправдание каждая эпоха».
Цитируется по книге В.Зеньковского. История русской философии.
https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkovskij/istorija-russkoj-filosofii/
Комментариев нет:
Отправить комментарий