пятница, 1 августа 2025 г.

Командные роли по Адизесу

Ицхак Адизес убежден, что для успеха бизнеса неоходимо, чтобы в команде "работали" 4 роли. Эти роли можно отобразить на следующей схеме.



Р - производитель результатов


Главный вопрос: Что я могу сделать?

Стремится к:
  • достижению цели, для которой создан проект;
  • удовлетворению насущных потребности клиентов.

Вопросы:
  • Кто мои клиенты?
  • Какие у них потребности?
  • Как организация может их удовлетворить?

Е - предприниматель


Главный вопрос: Зачем и когда я могу сделать/внедрить?

Стремится к:
  • Удовлетворению будущих потребностей клиентов.

Действия:
  • Планирование - что нужно сделать сегодня для завтрашнего.

Качества:
  • проактивность,
  • креативность,
  • готовность принять риск.

А - администратор


Главный вопрос: Как я могу сделать?

Стремится к:
  • Систематизации,
  • Планированию,
  • Организации процессов.

Создание и отслеживание:
  • Правил, регламентов, процедур.
  • Нужных действий в нужное время, в нужной последовательности и с нужной интенсивностью.

Качества:
  • линейное мышление
  • внимание к деталям
  • дисциплина

I - интегратор


Главный вопрос: кто?

Стремиться к:
  • Прекращению организации из механистической в органическую.

Действия:
  • Измение сознания, поведения, культуры, убеждений.

Цель:
  • Создание системы ценностей, объединяющией организацию с силой, превосходящей силу любого индивида.

Еще раз - 4 функции менеджмента


  • - P (provide ) удовлетворять потребности клиента. Продажи и финансы - краткосрочная функция.
  • - П предпринимательство, прогноз, уметь предугадывать ситуацию, предлагать идеи - долгосрочная функция. Сфера маркетинга.
  • - А - администрирование.
  • - И - интеграция - создание сотрудничества.
Диагностика дефицита определенной функции менеджмента.
  • Если фирма теряет долю рынка - не хватает Р.
  • Слишком низкая норма прибыли - не хватает А.
  • Фирма не выпускает новых продуктов, поздно выходит на рынок - не хватает П.
  • Кризис управления - не хватает И.
Очень грубая диагностика склонности менеджера к определенной функции.
Задавайте менеджеру вопросу в стиле: да? или нет?.
Менеджеры будут отвечать с определенным преобладанием утвердительных, отрицательных и неопределенных ответов. Но в среднем обозначенные типажи ведут себя следующим образом
  • Р: на да?-отвечают да, нет?-нет.
  • И: да? и нет? = может быть.
  • П: да? - пока да, но когда узнаю больше, может оказаться нет; нет? - пока нет, но если объяснишь, может да.
  • А: молчит, значит нет.

* * *

Любовь

И.Адизес в интервью ("Секрет фирмы", №46, 2008 г.) высказал мысль, что организация умирает, когда уходит дух предпринимательства. Но прежде этого, прежде исчезнования духа предпринимательства, у организации начинаются проблемы с интеграцией.





Кто такой интегратор? Это тот, кто смотрит, чем занимаются остальные три: предприниматель, администратор и продюссер (провайдер - в другой версии, а точнее - "фунциональный специалист").

Когда предприниматель перестает быть интегрированным в свой бизнес, это как раз и говорит о проблемах с интеграцией у организации. А уже следом будет потерян дух предпринимальства. Кстати, последним, по Адизесу, умирает администратор. Можно даже утверждать - почти всегда. Но администратор и организация могут существовать долго-долго.

И очень любопытное утверждение. А что есть интеграция, как не любовь? Любовь к работе. И далее, распротаняя эту мысль на человеческие и душевные отношения. Почему бы и нет, но как то не сентиментально и не эмоционально и слишком "технологично". Менеджмент любви вероятно убьет любовь. Но любовь менеджмента вероятно убьет душу.

* * *

На пороге управленческой революции. Ицхак Адизес.


Что ждет менеджмент в будущем.
  1. Конец авторитарного стиля управления. Один начальник уже не в состоянии оценить и управлять всеми рисками.
  2. Конец иерархии. Плоские или сетевые структуры, методология agile. Но для успешной реализации по прежнему нужна "диктатура воли".
  3. Ставка на командную работу.
  4. Акцент на организационную структуру, а не на стратегическое планирование. Мы все хуже предсказываем будущее.
  5. Фокус на молодом поколении. Им нужен смысл....
  6. Прозрачность данных.
  7. Потребность в консультантах.
  8. Здоровье компании. Гармоничная компания.
  9. Ценностный менеджмент.

* * *
С приходом нового тысячелетия все изменилось. Мы превзошли самих себя, ступили на территории за пределами человеческого понимания. Порой даже в обычном пространстве ландшафт оказывался настолько прихотлив, что наш рассудок просто не мог его охватить. Иногда сами координаты уходили в измерения, непредставимые для мозгов, приспособленных драться и спариваться в допотопной саванне. Слишком многое ограничивает нас со всех сторон. Самые устойчивые философские основы бескорыстия рушатся под натиском грубых эгоистических императивов спинного мозга. Изящные и стройные уравнения предсказывают поведение квантового мира, но не помогают его объяснить. За четыре тысячи лет мы даже не смогли доказать себе, что реальность существует вне наблюдателя.
Мы слишком нуждаемся в интеллекте, превосходящем наш собственный, но не очень хорошо умеем его создавать. Насильственное скрещивание разума и электронов оказывается удачным и провальным с одинаково впечатляющими результатами. Наши гибриды становятся похожими на гениальных аутистов. Мы насаживаем плоть на протезы, заставляем перегруженные моторные извилины жонглировать мускулами и механизмами, а когда пальцы подергиваются и язык заплетается, качаем головой. Компьютеры загружают своих отпрысков, множатся, обретают мудрость столь непредставимую, что их отчеты несут явную печать маразма – едва разумным тварям, оставшимся позади, они кажутся рассеянными и бессмысленными.
И, когда ваши собственные творения, что намного вас превосходят, находят нужные ответы, вы не в силах понять их выкладки и не можете проверить решения. Приходится принимать слова на веру.
Уоттс Питер. Ложная слепота.

Комментариев нет:

Отправить комментарий